» » Как научить ребенка общаться с другими детьми
загрузка...

Как научить ребенка общаться с другими детьми

Как научить ребенка общаться с другими детьми

Авг 15, 2012 Юлия Вещагина

Дети все разные. Кто-то готов знакомиться со всеми подряд, а кого-то не уговоришь ни за какие коврижки.

С одной стороны родители понимают, к какому типу относится их ребенок, общителен ли он или застенчив. Но каким бы не был малыш, всем родителям хотелось бы, что бы их отпрыск умел общаться со сверстниками, знакомиться и заводить друзей. Особенно это становиться актуально на отдыхе, когда родители отправляются на курорты семьями.

Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы он усвоил некоторые правила, гарантирующие ему успех в общении. Эти правила называются у психологов условиями социального успеха.

Первое условие социального успеха – это личная привлекательность. Только обязательно объясните ребенку, что личная привлекательность – это не столько внешняя красота, сколько ухоженность, наличие хороших манер, опрятность и чистоплотность, способность заинтересовать чем-то своего собеседника.

Второе условие социального успеха – это навыки общения. Первые навыки общения дети получают в семье, поэтому, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками – нужно, прежде всего, научить его общаться с членами семьи. Для этого побольше разговаривайте с ребенком и просите других родственников делать то же самое. А если у Вас есть старший ребенок – будет очень хорошо, если дети найдут общий язык между собой. Помните: научить ребенка общаться со сверстниками можно только с помощью активной и длительной практики!

Как научить робкого ребенка общаться со сверстниками?

Очень часто причиной неспособности наладить общение со сверстниками является застенчивость и робость ребенка. В этом случае необходимо поднять самооценку малыша и помочь ему раскрепоститься. Чтобы научить робкого ребенка общаться со сверстниками, необходимо:

Иногда родители задают вопросы, на которые ребенок может дать развернутый ответ, например: "Что было в детском саду? Как тебе мультик? Почему небо голубое?". Но если малыш слишком долго, на взгляд взрослых, думает или же отвечает неправильно - они тут же его перебивают и начинают говорить сами. Потом звучит риторический вопрос: "Ты понял(а)?". Ребенок, конечно же, кивает головой. Но если спросить его, что именно он понял, окажется, что его восприятие отключилось где-то на 20-й секунде родительского монолога.

Как ни странно, в образовательных учреждениях у педагогов бывает больше времени и возможностей общаться с детьми, которые до 7-8 лет сами подходят к взрослым, задают вопросы или высказывают свое мнение - был бы действительно заинтересованный слушатель. Многие педагоги любую совместную деятельность с детьми превращают в дискуссионный клуб. Например, рисуют белку и спрашивают: «А как вы думаете, почему она летом рыжая, а зимой серая?». И если все начинают говорить одновременно, грамотный педагог вводит правила, которые поддерживает сам. Принципы проведения такой дискуссии просты:
1. Высказываться следует по очереди. Кто хочет сказать - поднимает руку.
2. Что бы ни говорил ребенок, взрослый может уточнять ("Ты имеешь в виду то-то, то-то?") и обобщать ("То есть вот так..."). И обязательно должен подчеркнуть, что высказанное мнение интересно.
3. Дабы все не заскучали, нужно уделять одному ребенку не более 2-5 минут. В конце обязательно обобщить услышанное. Если ребенок уже перескочил на другую тему - отметить: "Это тоже интересно, и в следующий раз мы об этом поговорим, а сейчас все-таки о белках". Правда, если цель педагога - разговорить аудиторию для общения на разные темы, то можно просто "закруглить" репликой: "Спасибо, очень интересно ты рассказала, я вижу, Петя и Лена тоже хотят что-то сказать - давай передадим слово кому-нибудь из них".
4. Если мнения детей сильно отличаются от общепринятых, например: "Это Дед Мороз зимой белок красит" или "Это папа-белка своей семье новые шубы покупает", - то можно привести точку зрения ученых. Но не следует преподносить ее с позиции: "Вы сейчас полную ерунду сказали, а на самом деле правильно так". Нужно отметить, что мнение ученых такое же интересное и ценное, как и мысли детей.

В подобных дискуссиях дети учатся правилам общения: принятию иной тjчки зрения, важности того, что все высказываются по очереди. Они начинают ощущать, что их мысли действительно интересны взрослым. И это закладывает основу адекватной самооценки и веры в себя, возможность и в дальнейшем смело думать и предлагать свои идеи.
И наоборот: постоянные окрики взрослых, обесценивание мыслей детей, нехватка времени для того, чтобы их дослушать до конца, порождают заниженную самооценку, страх перед публичным выступлением и вообще перед высказыванием собственных соображений сначала маме с папой, потом учителям, затем начальству. А иногда и друзьям.

Когда сын станет постарше, научится хорошо говорить, выражать свои чувства, мысли, просьбы, желания – тогда поговорите с ним о том, что «если тебя случайно толкнули, тем более малыш или девочка – давать сдачи нельзя. Если специально – скажи, что тебе не нравится, что тебя обижают. Но если обидчик не понимает, что ж – пусть пеняет на себя».

Надеюсь, вы понимаете, что если обидчиком является несмышленый малыш, то тут мама малыша или вы сами должны вовремя вмешаться. А то что женщин нельзя обижать, сын увидит на примере своего папы. (

Умеет ли ваш ребенок общаться?

Позвольте своему ребенку закончить игру, когда он этого захочет. Если ваш ребенок начинает спорить, расстроен чем-то или чувствует себя уставшим и потерянным, самое время закончить игру и идти домой.

6

Игра – главное и важнейшее занятие дошкольника. Как научить ребенка общаться с другими детьми во время игр?

          ·Объясните ребенку, что правила игры нужно выполнять.

          ·Отучите малыша командовать и навязывать другим свое мнение, капризы и истерики недопустимы.

          ·Объясните, как приятно быть добрым и щедрым (тем более что все игрушки потом вернутся к нему).

Вместе с тем главное – это верное направление воспитания. Детям необходимо живое общение с родителями, так как именно во время непосредственного контакта сын или дочь черпают уверенность в себе, формируют собственную идентичность и жизненные ценности. Так, уделяя доверительному общению 10 минут утром и один час вечером, можно получить чудо. Важно и совместное проведение досуга, ибо растущие дети более ориентированы на поведение, чем на слова. Поэтому среди воспоминаний взрослых людей о самых счастливых детских минутах упоминаются в основном моменты непосредственной близости с родителями, например, во время семейного путешествия или лыжного похода в лес. И редко кто вспоминает подарки и привилегии, которые были получены.

Важно также успокоиться и перестать чрезмерно заботиться и беспокоиться о ребенке, беспрекословно выполнять любые его желания и соглашаться с предлагаемыми им правилами игры. Такой стиль взаимоотношений позволит детям научиться решать многие возникающие проблемы самостоятельно, справляться с собственным эгоизмом и играть совместно с другими мальчиками и девочками под чужим руководством.

Поможет ребенку налаживать отношения с другими детьми и систематические приемы дома друзей родителей, разговоры с сыном или дочерью на различные темы. Например, беседы о друзьях детства мамы и папы: о том, как познакомились, как дружили, во что играли, какие проделки совершали и даже как ссорились и мирились. Благодаря таким рассказам, можно без нравоучений показать ребенку, что дружить – это здорово. Полезным уроком для детей будет заинтересованное отношение родителей к их друзьям и подружкам. Для этого необходимо чаще заводить с сыном или дочерью разговоры о его товарищах, выражать позитивное отношение к ним, например: «Как поживает твой друг Андрей? Он такой добрый и веселый (или умный и сообразительный, верный и надежный, честный и внимательный)!».

Изменяя родительские установки, следует параллельно работать и с ребенком. Особенно важен для приобретения навыков знакомства и поддержания дружеских отношений дошкольный период. Маленьких детей, а особенно застенчивых, нужно учить знакомиться при помощи его любимых игрушек. Так, зайка (за которого играет ребенок) сидит в песочнице, а мишка (его роль выполняет один из родителей) хочет с ним познакомиться. Таким образом, можно проиграть варианты поведения во время знакомства: как приблизиться, что и как сказать в зависимости от ситуации. Причем ролями следует меняться, постоянно усложняя и видоизменяя условия, например, ребенок, с которым пытаешься знакомиться, ответил отказом, обиделся, рассердился, полез драться и т.д. При помощи игрушек также можно научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации (хочется покататься на качелях, а другой ребенок не дает), подкорректировать некоторые сложности в его поведении.

При взаимодействии детей часто возникают спорные ситуации. Чтобы свести их к минимуму, должно быть достаточное количество игрушек. Желательно, чтобы дети не мешали друг другу во время игры. Важно приучать ребенка выражать эмоции вербально. Если кто-то из малышей заплакал, следует привлечь к нему внимание всех детей, выразить сочувствие, успокоить.


Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!

Инесса Смык

По материалам журнала «Кутузовский проспект»

Наверх