» » Как бороться со страхом темноты

Как бороться со страхом темноты

Страх темноты

Жуткое ожидание ночи, панический ужас при любом щелчке выключателя, сон при свете и всевозможное избегание тёмных комнат и улиц — это не фильм ужасов, а повседневная жизнь никтофоба. Безусловно, в полной темноте, неуютно себя чувствует любой нормальный человек, но только у того, кто испытывает настоящий страх темноты, появляются симптомы психологического расстройства.

Я вот никак не борюсь. Живу с этим всю жизнь. В подвал за картошкой не хожу, там 5 шагов надо в кромешной тьме дойти до включателя. Дочка ходит, она не боится) ) Если мне надо перейти из кухни в спальню поздним вечером, то я иду в прихожую, включаю там свет, возвращаюсь на кухню, выключаю, иду в спалью включаю, возвращаюсь в прихожую - выключаю там)) ) Вот так и живу. Привыкла уже. В темноте меня охватыает ужас просто до парализации. Стараюсь избегать ситуаций полной темноты. Купила вот недавно хороший фонарик и небольшой и светит ярко))

Остальные ответы

Фото: Shutterstock

Источники страха

Попробуйте подвести ребенка к мысли, что, побеждая страхи в своей фантазии, он сможет победить их и в реальной жизни. Пусть ваш ребенок несколько раз мысленно повторит то деяние, которого он побаивается, главное с положительным исходом. Потом с помощью родителей следует перебороть страх в действительности. Не стоит отчаиваться, если не получается это сделать с первой попытки.


Говорят, что легче болезнь предотвратить, чем потом лечить. Так же и со страхом темноты. Есть некоторые превентивные меры для профилактики появления страхов в принципе.

Профилактика появления страхов

3.
"Смелый разведчик"
(для детей
5-8 лет)

Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше
вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все
получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый,
опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку.
В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок
должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за
отвагу.

Поскольку любой человек с самого детства получает такую информацию, у него могут сформироваться неправильное восприятие и даже фобия, особенно если информация доходит до человека в искаженном виде, что становится особенно возможным, когда ребенку позволяют смотреть не предназначенные для детей программы и фильмы, изобилующие смертями и жестокостью.

Нередко у детей в результате таких «культурных» и «образовательных» просмотров формируется панический страх темноты и смерти, бороться с которым бывает очень сложно, а иногда и практически невозможно. Также очень страдает психика людей, которые пережили военные действия, оккупацию, плен, пытки, концентрационные лагеря и другие ужасы войны.

Таким образом, страх темноты часто воспринимается как страх смерти, включая инстинкт самосохранения, в результате чего человек испытывает непреодолимую потребность избегать того, что может угрожать жизни, — в данном случае темноты.

Как избавиться от страха темноты?

Страх темноты, как и любые другие страхи, способен очень понизить качество жизни и практически отравить существование, ведь любой человек, который чего-то боится, не способен принимать правильные решения, добиваться успеха и быть настоящим хозяином своей жизни.

Врачи-психиатры и практикующие психологи и психоаналитики в один голос заявляют, что со страхами и, тем более, с фобиями необходимо бороться, поскольку фобия становится причиной ухудшения не только эмоционального, психологического и психического состояния, но и состояния физического, когда ухудшаются жизненно важные показатели, в том числе и артериальное давление, и пульс.

Безусловно, правильное решение — это обращение к специалисту, который сможет оказать необходимую квалифицированную помощь, однако многие люди предпочитают предпринимать попытки самостоятельно бороться с проблемой страха. Возможно ли это?

С другой стороны, существует опасность "шизоидной интоксикации"
для ребенка, если его раньше времени обременяют непосильной для
него информацией, если в умственном воспитании, ответах на вопросы
игнорируется возраст, если норовят перепрыгнуть через детство.

Восьмилетняя девочка, моя пациентка, испытывает страх перед обезьяно-человеком,
привидениями, о которых ей рассказала, образно и ярко, весьма артистичная
и склонная к фантазированию подружка. Результат: спит только с родителями,
в туалет - только с кем-то из взрослых членов семьи. Сон беспокоен,
снятся "страшные сны". Дома она ходит хвостом за матерью
по квартире. В школе - отличница, активна, авторитетна, но замкнута.
Девочка не по годам эрудирована, много знает, и это тот случай,
когда не веришь собственным глазам и ушам. Я вижу перед собой ребенка,
а слышу взрослые речи. Перемешались взрослые и детские страхи: преступники,
ограбления, насилия и привидения, темнота, одиночество. Сочетание
детского и взрослого привело к своеобразному восприятию, к страху
перед чудовищами, но главное - страх темноты, ночи, страх уснуть.

И все дело в информации не по возрасту у чрезмерно
впечатлительного ребенка.
Поскольку за всеми страхами ребенка неосознаваемый или осознаваемый
страх смерти, то и профилактика страхов - воспитание оптимизма,
воспитание уверенного в себе, самостоятельного, знающего то, что
положено знать по возрасту об опасностях и угрозах, но относящегося
к этому отважно. Ребенок не должен
видеть непосильное для него: неблагоприятный финал болезни, тяжелые
происшествия, смерть и похороны. Об этом не говорят при ребенке.
Взрослое - взрослому, детям - детское.

Если страх уже мучает ребенка, его изживают раскрытием в рисунке
и игре того, что породило страх. Страхи, как и все, что волнует
ребенка, находят отражение в его рисунках. В них он достигает желаемого,
но и борется со страхами. Он интуитивно прибегает к творчеству,
пытаясь изжить страх. Ребенок рисует "страшного человека",
чудищ, бабу-ягу, лешего, но он рисует их или смешными, или себя
рядом с ними, но себя вооруженного, смелого и непобедимого. И объекты
страха теряют свою угрожающую суть. Огонь на рисунке гаснет под
напором воды, которой он, ребенок, в каске пожарника, заливает пламя.
Лес населяется добрыми животными и людьми, в нем тропинка, а на
тропинке мама и папа. И лес уже не страшен. Испытывающий страх ребенок
в рисунках значительно эффектнее, чем при объяснениях, образно постигает
"что это?", "откуда?", "почему?" и
"что будет?" В рисунке он создал пожар и погасил его.
Что? Пожар. Почему? Неосторожное обращение с огнем, удар молнии.
Что будет? Не надо бояться, надо гасить. В случае же с "привидениями"
- мы поиграли с девочкой "в привидения", она сама играла
его роль, мы от души веселились и в конце концов она стала смеяться
над своими страхами...

  Чтобы ребенок крепче спал ночью и не просыпался от каждого звука, с ним нужно больше играть, заставлять его активно двигаться и насыщать день по возможности эмоционально. Чем больше будет новых ярких впечатлений, тем крепче ребенок будет спать ночью и тем меньше у него времени будет дома для размышления над своими страхами.

По всем вопросам пишите:

Наверх