Играем в дочки матери

О мифах игры в "дочки-матери".

Татьяна Андреева
Руководитель отдела консультирования по организационному развитию ИКФ «АЛЬТ»,
аспирант факультета менеджмента СПБГУ

Посмотреть бесплатный вебинар "Алгебра и гармония организационной структуры. Как построить структуру управления компанией"

Сегодня многие компании решают для себя такие задачи, как выделение непрофильных активов, создание новых бизнесов на базе существующих производственных мощностей, реструктуризация? Хотя задачи эти, несомненно, различаются, их объединяет то, что в рамках их решения руководству приходится сталкиваться с вопросом обособления некоторых производственных мощностей и создания на их основе нового, относительно самостоятельного подразделения. Назовем его условно «дочкой», хотя это может быть как юридически самостоятельное образование, так и хозрасчетное подразделение в рамках компании, например, бизнес-единица.

При этом игра ребенка, конечно, не так прямолинейна и однозначна, чтобы относить все увиденное на свой счет. Иногда дети в игре воплощают свои фантазии о том, как они хотели бы видеть то или другое событие, то есть вы можете увидеть не действительное, а желаемое.

Поэтому не торопитесь с выводами, пока не соотнесете игровые проявления с реальными событиями и не проанализируете, почему они так отличаются друг от друга.

Как уже было отмечено, детская игра "дочки-матери" может воспроизводить огромное количество элементов общения внутри семьи, так что остановиться на каждом в отдельности вряд ли возможно. Поэтому давайте проанализируем несколько примеров таких игр, чтобы понять, какие детали игрового действия могут оказаться существенными.

Кате 5 лет, она недавно стала ходить в детский сад. Сейчас девочка играет в дочки-матери. Она уложила куклу спать, почитала ей сказку, поцеловала на ночь. Через некоторое время она снова подходит к кроватке и начинает будить куклу, ласково приговаривая: "Вставай, доченька, пора в садик". Затем девочка берет куклу в руки, делает движения, как будто кукла подпрыгивает на месте, и начинает писклявым голоском хныкать: "Я не хочу в садик! Я хочу спать! Я хочу остаться с тобой! Мамочка, ну пожалуйста!" Катя снова изменяет голос на спокойный и ровный и отвечает, беря куклу на руки, как младенца: "Ну, тихо, тихо. Не хочешь в садик? Ты устала, не выспалась? Ну ладно, моя маленькая, поваляйся еще немножко, а потом поедем со мной на работу". Во время этой речи она улыбается кукле и укачивает ее.

Наблюдавший эту сцену взрослый может подумать, что Катина мама - очень мягкий и все разрешающий родитель, стремящийся выполнить любой каприз своей дочери. Однако это впечатление обманчиво. Приведенный пример является как раз иллюстрацией к игре-компенсации, в которой ребенок разыгрывает желаемый образ действительности. На самом деле Катина мама - очень занятой человек, на котором лежит ответственность за развитие собственного, недавно начатого бизнеса, поэтому она не имеет ни сил, ни времени, чтобы реагировать так, как это было в игре дочери.

1.Распределите роли – решите, кто будет играть роль мамы, а кто дочки. Полезно поменяться с ребенком местами, так вы сможете больше понять, с какими трудностями сталкивается ребенок, а он, в свою очередь, сможет почувствовать ответственность, которую на себя берут родители.

2. Подготовьте игровые атрибуты: посуду, бытовую технику, мебель – это все можно купить или соорудить из подручных средств.

3. Позвольте ребенку проявить фантазию в выборе сюжета игры, которая может отразить реальные ситуации повседневной жизни.
http://www.vseodetyah.com/editorfiles/devochka-s-igrushkoi.jpg

Теперь перейдем к рассмотрению игры, имеющей более прямые связи
с реальностью.

Шестилетняя Лена играет с кукольным малышом.
Все ее движения быстрые, импульсивные. Она все время эмоционально
говорит. Вот она усаживает куклу за столик, наспех кормит и причитает:
"Ешь, пока еще у нас есть деньги! Но мы остались ни с чем,
нам скоро будет не на что купить молока! Бедный мой малыш!"
Затем девочка роняет игрушечную тарелку на колени куклы и начинает
кричать: "Ну вот, опять испачкался! Я с вами с ума сойду! Какой
грязнуля!" Она быстро срывает с куклы ползунки, переходит в
другую часть комнаты и начинает делать вид, что стирает их. Затем
вешает их на стул, и, заметив, что пупс лежит голый на полу, бросается
к нему, берет на руки, жалеет и говорит: "Маленький, упал!
Ты ничего себе не сломал?" - укачивает малыша. Что-то у окна
привлекает внимание Лены, она подходит к нему. Там стоит игрушечный
телефон, Лена снимает трубку и говорит: "Что? Какой ужас! Сейчас
выезжаю!" Потом она смотрит на малыша и говорит: "Что
же ты голый сидишь? Одевайся, я сейчас". Девочка подходит к
зеркалу, делает вид, что красит губы карандашом, затем резко разворачивается
и кричит на пупса: "Я что сказала? А ну, быстро одевайся, а
то накажу!", наконец, подбегает к нему, шлепает и быстрыми
неловкими движениями начинает натягивать ползунки.

Наверно, не нужно быть специалистом, чтобы по данной игре понять,
что внутренний (а скорее всего, и внешний) мир девочки является
весьма хаотичным, нестабильным и дискомфортным. Обратите внимание
на то, что Лена играет только роль матери, она не действует и не
говорит за малыша. Он в этой игре - исключительно объект, - объект,
который можно кормить, переодевать, ругать, жалеть, которому можно
жаловаться на жизнь, но чувствами которого никто не интересуется.

Необходимо сказать, что в своей хаотичной игре Лена довольно точно
передала эмоциональное состояние своей матери (обиду, взвинченность,
ожидание от жизни новых бед, восприятие случайных неприятностей
как злого умысла, направленного на то, чтобы лишить ее спокойствия,
и т. п.).

Все эти чувства действительно подтвердились в процессе психологической
консультации мамы Лены, выяснились также их причины. Оказывается,
что папа Лены ушел из семьи, когда дочке не было и года. Его супруга
долго переживала утрату этих отношений, а также свою беспомощность
в сложившейся ситуации. Маленький ребенок, оставшийся от разрушенного
брака, воспринимался ею то как помеха (из-за которой она не может
начать активно функционировать в профессиональной и личной жизни,
пытаясь начать все заново), то как испытание на прочность (требующее
сил и терпения, которых так не хватало в той ситуации), то как несчастный,
брошенный и беспомощный человечек, каким она сама себя чувствовала
(жалея малышку в такие моменты, она как бы жалела саму себя). Не
найдя поддержки у собственных родителей, молодая мама впала в депрессию,
пытаясь продолжать хотя бы механически ухаживать за ребенком.


Великие мастера.Иннокентий Михайлович Смоктуновский… Актер не оставлял своим вниманием и современные характеры (фильмы «Романс о влюбленных», «Исполнение желаний», «Дочки-матери»).

Вот, кстати, смотрела тут в выходные кино 'Дочки-матери', 'Дневник директора школы'.

СЕКС, ЛОЖЬ И ОДИНОЧЕСТВО - интервью с Терри Роджерсом, а также слайд-шоу альбома ... Планку срывает моментально, и в тесном кругу посвященных начинается такое, по сравнению с чем «Eyes Wide Shut» смотрится как фильм об игре в дочки-матери.

Сюжетные игры? профессии и дочки-матери у нас не идут.

О нас... Мы те, кто по воскресеньем в 12 смотрел Дисней Клуб))) Мы те, кто играли в домики на улице, строили шалашы в кустах сирени и играли в садах в беседках в дочки-матери.

3. Играют девочки с мальчиками. Мальчишки – это непоседы, которые любят поспорить, поэтому девочкам придется научиться не обращать внимания на непослушание. Игра дает возможность ребятишкам стать значимыми в кругу сверстников, почувствовать себя взрослыми. 

Польза игры «дочки-матери» 

“Золотко мое, если тебе ночью что-нибудь понадобится, позови “мама!” - и папа сразу же к тебе подойдет”, - обычно говорит моя двоюродная сестра, укладывая дочурку спать. В этом, как может показаться со стороны, эгоизме, она где-то права. В воспитании дочери принимать участие должна не только мама, но и папа. Ведь именно благодаря ему девочка учится общаться с представителями противоположного пола. Особенно важно внимание папы для взрослеющей Джульетты, когда ей так хочется идентифицировать себя как женщину. Если отец делает ей комплименты, называет самой обаятельной и привлекательной, именно такой она и будет себя считать. А теперь поставьте себя на место пятнадцатилетней девчонки, которой любящий папочка с детства твердил: “С твоей фигурой нужно больше времени проводить в спортзале, а не возле холодильника”.

Грань последняя, пессимистичная: Пустое гнездо

Но что же делать, если «папы» нет? Ведь у компаний, меньших по размеру, «папы» обычно не бывает, да и позиция «папы» сама по себе достаточно условна - все зависит от того, с какой стороны посмотреть. С одной стороны, при ближайшем рассмотрении «папа» и «мама» в холдинге могут сами оказаться «мамой» и «дочкой» соответственно. С другой - «папой» можно считать и собственника компании, и совет директоров (по отношению к «маме» - менеджерам компании). Так или иначе, третья сторона отнюдь не всегда присутствует и обладает достаточной силой и компетенцией, чтобы разрешить проблемы во взаимоотношениях.

Однако и в таких ситуациях возможен выход, хотя он и требует большой сознательности и ответственности от обеих сторон. Многие полагают, и не безосновательно, что материнская компания имеет более весомый статус и может давить на «дочку» просто потому, что она - создатель, источник инвестиций, и т.д. Однако есть одно -но?. В конечном счете, вся эта морока с «дочкой» нужна ей ради финансовой или стратегической выгоды в том или ином виде - выручки от продажи активов дочки, прибыли от ее деятельности на новом рынке, выхода на новых клиентов, налаживания сотрудничества с иностранными партнерами и т.д.

А это означает, что у «дочки» есть шансы убедить материнскую компанию в тех или иных решениях, если она сможет обосновать, что эти решения наиболее выгодны матери в долгосрочной перспективе. Но для этого «дочке» потребуется избавиться от собственных мифов - о монополии, об эффективности на множестве новых, сторонних рынков и т.д.

С другой стороны, для принятия наиболее эффективного решения относительно «дочки» материнской компании необходимо очень четко определить приоритеты в собственном развитии, а исходя из этого - и приоритеты и цели для дочки. Тезис этот многим покажется банальным, но на практике очень часто встречаются ситуации, когда «мать» одновременно хочет и на совершенно новые рынки выйти, и перегнать иностранных конкурентов по основному продукту - «монстров», от которых она отстала лет на 15«20 по технологиям и качеству, и работать с теми же иностранцами по подряду» Соответственно, такая «мать» и от «дочки» хочет помощи по всем этим направлениям. А каждая из таких задач требует многомиллионных вложений в совершенно разные вещи, что большинству российских (да и не только) компаний не по карману. Поэтому определение приоритетов - самое важное, что должно сделать, прежде чем браться за что-либо, и в т.ч. за «дочки-матери».

Далее начните вести действие так, чтобы в нем возникло отражение той ситуации, когда ребенок капризничает чаще всего. Допустим, это происходит при походе в магазин. Создайте нужные декорации и начните со своим пупсом делать то, что обычно совершает ребенок, выводя вас из душевного равновесия. Можно немного преувеличить размах событий. Каждый раз дожидайтесь ответной реакции ребенка (в роли матери или отца). Словом, играйте так, чтобы ваш малыш почувствовал себя на вашем месте, понял, что вы чувствуете, когда он упрямится.

В процессе таких игр "наоборот" вы также можете получить от ребенка "подсказку", то есть неосознанное, выраженное через игру пожелание, каких действий он ждет от вас, что могло бы утешить и успокоить его.

Так что наблюдайте, анализируйте и включайтесь в игру (по старинке названную здесь "дочки-матери", но играть в которую могут все члены семьи независимо от пола), чтобы понимать своего ребенка и строить с ним позитивные отношения.

Автор: Татьяна Ломтева

Наверх