Конфликт в детском саду

Причины конфликта воспитатель-родитель, пути решения. - Для воспитателей детских садов

Марина Кобзарь
Причины конфликта воспитатель-родитель, пути решения.

Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения.

Мир постоянно информационно усложняется. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками.

Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.

Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада.

Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.

Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Причины возникновения конфликтов:

 В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.
В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие , умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью ( в число таких детей попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, дети из семей с гипо- или гиперопекой, дисгармоничными типами воспитания, это агрессивные, плохо контролирующие свое поведение дети, тревожные дети). У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:

  • Агрессивисты –задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
  • Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
  • Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
  • Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
  • Всезнайки – считают себя выше, умнее других
  • Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
  • Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
  • Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
  • Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

Почвой для “повышенной конфликтности” во время возникновения конфликтных ситуаций может быть множество предпосылок, но и их также можно частично рассмотреть, среди них:
- особенности индивидуального психического и физического развития;
- особенности микроклимата в семье ребенка;
- особенности детского мировоззрения;
- психологические барьеры и детские страхи;
- неумение (необученность) выполнять определенные действия, например, неумение застегнуть пуговицу,  пользоваться чашкой, мылом и др.;
- физическое состояние детей;
- недостаток терпения, толерантность и недостаток профессионализма у педагогов-воспитателей

Чаще всего встречаются два типа психологических конфликтов у детей дошкольного возраста- конфликт в действиях и конфликт в мотивах.
Часто теоретики рассматривают  два вида направленности конфликтов: внешний и внутренний.
Явные внешние конфликты у детей дошкольников вызываются противоречиями, которые возникают во время общения и совместной деятельности. Внешние конфликты возникают в сфере отношений детей, однако, как правило, не овладевают более глубокими межличностными отношениями. Внешние конфликты обладают временным, ситуативным характером и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного принятия нормы правильности и справедливости. Внешние конфликты часто могут быть полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на самостоятельное решение возникших проблемных ситуаций и выступают регулятором полноценных отношений детей.
Моделируя конфликтные ситуации в педагогическом процессе можно, задействовать механизм принятия решения и оценки происходящего детьми, что следует рассматривать как одно из средств воспитание нравственности.

Если выяснится, что имело место применение физической силы, то самым разумным будет обратиться к родителям обидчика и без оскорблений и угроз обрисовать им произошедшее. В большинстве случаев информацию принимают к сведению, а к хулигану принимают меры, какие – это уже дело его родителей, которые лучше всех знают, как наиболее доходчиво объяснить своему чаду неправомерность его поступка.

Все другие, “легкие” случаи не требуют глобального вмешательства. Максимум, что можно сделать – выйти во двор как бы невзначай и совершенно спокойно спросить у ребят, все ли у них в порядке, напомнить, что обзываться и дразниться нехорошо, что вы все из одного двора и предпочтительней дружить, никого не обижая.

Какие ошибки наиболее часто допускают родители, разбирая детские конфликты?


3.Как относятся к результату деятельности, своему и партнера,


4.Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается.


5.Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).


Беседа (приложение 1) была направлена на выявление осознанности проблемы и осведомленности о причинах возникновения конфликтов в совместной деятельности, а также конфликтности у детей и их отношение к проблеме поиска выхода из конфликта. Беседа включала 20 вопросов, сформулированных по критериям, охватывающим основную направленность изучения, представленную выше. Данный метод рассчитан на детей в возрасте 5-8 лет. Беседа сопровождалась уточняющими вопросами, дополняющими ответы детей, наблюдением за поведением детей.


Таким образом, осознание отрицательного воздействия конфликта на личность человека и его деятельность сочетается с высоким уровнем конфликтности детей дошкольного возраста и низкими показателями осведомленности детей о самом понятии конфликт.


На втором этапе экспериментальной работы в рамках формирующего эксперимента нами были проведены мероприятия, направленные на исправление продиагностированного уровня конфликтности детей старшего дошкольного возраста.


Для коррекции выявленных нарушений в сфере межличностных отношений мы разработали программу, состоящую из серии занятий, составленных с опорой на план, предложенный Панфиловой М.А в книге «Игротерапия общения» и включающее три основных момента: вводную (терапевтические игры), основную (чтение сказки) и заключительную (обсуждение прочитанного) части (приложение 2 и 3).


Разработка занятия преследовала следующие коррекционные задачи:


  • раскрепощение, объединение участников в группу;


  • актуализация негативного опыта общения с детьми;


  • формирование позитивных образов решения конфликтных ситуаций.


раскрепощение, объединение участников в группу;


актуализация негативного опыта общения с детьми;


формирование позитивных образов решения конфликтных ситуаций.


В соответствии с планом рассмотрим ниже каждую часть занятия подробнее.


План:


1.Терапевтические игры Джеми Валкера[6]


Цели. Учить способам выражения эмоций, действий, образов, вербальным способам объединения внутри группы; учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников; развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах, переживаниях (см. приложение 2).


2.Чтение сказки или сказок о конфликтах на основе материала, предлагаемого М.А.Панфиловой [27]. Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. По законам формирования коллектива проявление негативизма, конфликтных форм поведения часто наблюдается как переходная стадия в развитии группы. Педагогический такт, профессиональная осторожность в такие моменты обязательны. Сказки о животных, о героях из Лесной школы диссоциируют читателей от мира людей, поэтому с ними легче подойти к работе над обострившейся проблемой. Сказки можно использовать отдельно друг от друга в момент нарастающей агрессии. Сказки как материал для формирующего эксперимента взяты из книги Панфиловой М.А. «Лесная школа: коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников»[27].


3.Обсуждение ситуации конфликта по предложенным нами вопросам с детьми, совместная разработка его позитивного решения.


Вопросы для обсуждения составлены с учетом необходимости закрепления прочитанного тимулирования детей к самостоятельному разрешению возникающих в игровой деятельности конфликтов:

К сказке «Ябеда».


1.Почему лесные ученики не стали играть с Кошечкой?


2.Бывают ли «ябеды» среди людей?


3.Почему Кошечка была «ябедой»?


4.Какой совет дал Учитель-Еж ребятам?


5.Кто и как им воспользовался?


6.Про какой секрет нам нужно всегда помнить?


7.Можем ли мы использовать данный совет и секрет при необходимости?

К сказке «Драка».


1.Почему Волчонок начал драться с Лисенком?


2.Почему иногда случаются драки у вас?


З.Что предложил Учитель-Еж драчунам?


4.Понравилась ли «Сердитая подушка» ребята?


5.Что бы вы предложили сделать в этой ситуации?


Таким образом, коррекционное занятие, включающее в себя три этапа работы, позволило нам наладить благоприятный психологический климат в группе и тем самым создать атмосферу, стимулирующую детей к самостоятельному разрешению конфликтных ситуаций. Систематичное проведение терапевтических игр и вне занятий мы можем рекомендовать всем педагогам для достижения стабильного эффекта коррекции. Чтение сказок также должно носить последовательный характер, причем сказки могут принадлежать как определенному циклу, посвященному определенной проблеме в сфере межличностного взаимодействия, так и быть разрозненными, но стимулирующими к поиску решений поставленных проблемных задач. В ходе завершающей работы основным моментом, требующим более тщательной проработки, является нахождение способов разрешения проблем, затронутых чтением, самими детьми.

2.2.Анализ результатов исследования


Изучение коммуникативных умений проходило по следующим параметрам:


1.Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.


Умеют договариваться - «+»


Не умеют договариваться - «-».


Умеют договариваться, но нечасто прибегают к этому методу — «*»


2.Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли у друг друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.


Взаимный контроль осуществляют доброжелательно - «+».


Проявляют негативные эмоции, контролируя другого - «-».


Случаются проявления как положительных, так и негативных эмоций -«*».


3.Как относятся к результату деятельности, своему и партнера. К результату деятельности относятся ответственно, заинтересованы в положительном результате - «+».


К результату относятся не серьезно, отвлекаются — «-».


4.Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается?


Осуществляют взаимопомощь, советуют, рисуют сложные элементы -


Не помогают, на просьбы о помощи реагируют агрессивно — «-».


Помогают, но с неохотой — «*».


5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).


Рационально используют изобразительные средства (делятся карандашами) — «+».


Конфликтуют по поводу распределения карандашей — «-».

Также, в последнее время во многих семьях процветает «педагогика вседозволенности», отсутствия каких-либо требований к ребёнку. Однако детский коллектив таков, что если разрешить одному висеть на люстре, то через пять минут вся группа в 25 детей будет делать то же самое. И если малыш кидает пюре на голову соседу, а мы на это никак не реагируем, то будьте уверены, в пюре сразу будет вся группа.  

Родители должны понимать, что попадая в общество, ребёнок должен учиться определённым правилам поведения. Иногда получается так, что малышу ещё не объяснили, что так делать не надо, но уже ругают за это. Ребёнок начинает бояться проявлять себя, получая такие незаслуженные порицания.

Другой пример, сейчас часто встречаются дети, которые постоянно дерутся, громко скандалят, агрессивно себя ведут по отношению к сверстникам. Мама считает, что это нормально и период такого поведения рано или поздно пройдёт. Давайте посмотрим на положение такого ребёнка в коллективе. Воспитатель, оберегая других детей, постоянно порицает поведение такого ребёнка, прерывает его агрессивные нападки, ругает, дети начинают бояться обидчика, избегать игр с драчуном, жаловаться на него родителям, родители жалуются на этого ребёнка воспитателю. Вокруг ребёнка растёт клубок негативного отношения. Возможно, этот рюкзак изгоя ему придётся нести с собой всю жизнь, если родители вовремя не начнут вычленять причины такого поведения, уберут из его жизни агрессивные мультфильмы, компьютерные игры, возможно, драки со старшим братом, изменят свои неправильные подходы к воспитанию.

Агрессия почти всегда идёт из дома. Сейчас в некоторых семьях душевный разговор с использованием ласковых слов типа «солнышко», «моя радость» отсутствуют вовсе. Недавно наблюдала, как бабушка разговаривает с внучкой постоянное назидание, раздражение в голосе, грубость и отсутствие всякого тепла взаимоотношений. «Сколько я буду тебя ждать?», «Мне уже надоело, что ты скачешь!», «Я позвоню папе с мамой, чтобы они тебя отругали!» и таким высказываниям не было конца. При этом ребёнок никак не реагировал на все претензии. Но при этом получал пример агрессивного общения, которое непременно принесёт в детский коллектив.

Дети в подобных семьях как обуза для общения: ребёнок всё время что-то спрашивает, чего-то хочет, спорит, не слушается, раздражает,  а взрослый, вместо того, чтобы мудро переключить ситуацию, начинает показывать ребёнку пример деструктивного общения. «Ребенок зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, говорил В. А. Сухомлинский, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Первое - информировать родителей еще до того, как их дети поступили в дошкольное учреждение, о том, что там будет происходить, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.

Второе - показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку. В ней могут быть, например, такие слова: "В нашем детском саду не принято выяснять отношения между воспитателем и родителем в присутствии детей", "В нашем саду не принято делать замечания чужим детям в отсутствие их родителей и разбирать ссоры детей без участников конфликта". Если "прописать" эти правила, и вовремя познакомить с ними родителей, то многие конфликты просто не возникнут.

Конфликты в детском саду можно предотвратить. Для этого родителям необходимо заранее рассказать о том, что будет происходить в дошкольном учреждении не только в плане распорядка, но и в плане педагогических воздействий. 

При этом можно «перевести рельсы» на воспитателя группы, поскольку он отвечает за порядок в группе и безопасность детей, и соответственно несет часть ответственности за конфликты в детском саду.

  • Потом, конечно, можно обратиться в полицию, прокуратуру, Минобр, к детскому омбудсмену и в суд с соответствующими заявлениями о защите прав Вашего ребенка (в том числе и с учетом ст. 150 ГК РФ), но опять же – это долго, а бабуля ежедневно будет ходить в ДОУ.

Пословицы и поговорки → Пословицы и поговорки о маме

Методические рекомендации → План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Рабочие программы → Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Наверх