» » Как себя вести в песочнице

Как себя вести в песочнице

Агрессивность в песочнице. Наш ребенок.

Дело в том, что наш малыш еще совсем не умеет общаться с другими детьми. Очень хочет, но совсем не умеет. Малыш хочет вступить в физический контакт, погладить, а вместо этого бьет по лицу ладошкой. Поцелуй в щечки плавно переходит в укус, а объятия — в сильный толчок.

Просто это такой возраст, когда желаний у нашего ребенка много, а словарный запас недостаточен. Желания сильные, ждать их исполнения малыш почти совсем не может, а слова, могущие эти желания выразить, очень быстро кончаются. Говоря научным языком «вторая сигнальная система» развита слабо, и когда ее возможности исчерпываются — на помощь приходит «первая»... Помните, что это такое? Правильно, крик и жестикуляция — то, как общаются друг с другом животные. А когда и эти возможности исчерпываются — в ход идут кулаки. И происходить это может быстро — буквально в течение минуты. И вот уже драка. «У нас приличная семья, а ребенок так себя ведет!»

Если говорить о детском восприятии этой проблемы, то примерно до двух лет для детей нет разницы "мое - твое" - сплошной колхоз. Только с наступлением периода самоидентификации детеныш начинает ревностно следить за своими игрушками, причем уровень рвения и агрессивности бывает прямо пропорционален маминому (или бабушкиному) стремлению приучить к "культуре" общения: "Спроси, можно взять?"

При равнодушно-примирительной позиции взрослого (дети сами разберутся, надо только острые моменты сглаживать - отвлекать, переключать и т.п.) состояние кризиса проходит, и ребенок опять спокойно делится игрушками, предлагает играть, играет в чужое, зная, что оно чужое. Так, например, сейчас играет переваливший за трехлетие мой сын Илья, тогда как его младшая двухлетняя сестричка Ульяна неизменно оглашает дворик писком: "Мое!"

Иногда ребенок возмущается и защищает свое - это нормально, даже хорошо, ведь иначе непонятно, как возникнет у него нормальное чувство собственности. Кстати, в первую очередь, правильное отношение к собственности вырастает из уважения к своим вещам и вещам близких. Даже очень маленькому члену семьи обязательно нужно сначала рассказывать о том, что это мамины, а это папины вещи (бабушкины или старшего брата), а потом добиваться того, чтобы одного напоминания о том, что это папины часы (телефон, сумка), было достаточно для того, чтобы малыш оставил их в покое.

Так почему же в песочнице нужно обязательно делиться? Я твердо убеждена, что крик малыша "Мое!" правомерен и справедлив. И все взрослые уговоры типа "Поделись, дай поиграть" - немножко странно звучат. Попробуйте представить себе такую ситуацию во взрослом мире - уговорите дядю дать покататься на его джипе! (Ну, или папу - дать свой рабочий ноутбук на время.) Смешно? Почему же мы детей этому учим? А если ребеночек, посягающий на совочек или машинку, не вызывает доверия или того хуже - неприятен... Кстати, об этом мы, взрослые, даже не думаем.

Силовая стратегия разрешения конфликта. Это наверно самый частый способ, к которому прибегают малыши в песочнице без вмешательства взрослых. Суть – забрать свое силой, то есть происходит удовлетворение интересов только одной стороны. Что в результате: один ребенок счастлив, он забрал свою игрушку; второй плачет. Но давайте не будем впадать в крайности: есть ситуации, в которых силовая стратегия вполне уместна. А именно:

Не забудьте и про вопрос безопасности на детской площадке. Малыш не должен находиться рядом с раскачивающимися качелями, а все игровое оборудование нужно использовать по назначению: нельзя залезать на крышу домика или скатываться с горки на ногах.

Про игрушки:

  • берите игрушки не новые и не дорогие, чтобы не было жалко если сломают;
  • игрушки можно пометить маркером, лаком для ногтей, чтобы избежать конфликтной ситуации недоразумений между детьми и мамами;
  • любимые игрушки лучше не брать с собой, т.к. в процессе игры можно сломать ее или повредить;
  • если хочешь поиграть игрушкой соседа нужно спросить: «Можно ли взять поиграть?» . Не забывайте о вежливых словах: пожалуйста, спасибо. Прививайте это ребенку с малых лет;
  • как правило, детей интересует все, поскольку они очень уж любопытны. В связи с этим не оставляйте ценные вещи в коляске, открытые коробочки с соком, влажные салфетки и т.п.;
  • как показывает практика в песочнице все игрушки становятся общими на время – это нужно понимать.

О чем нужно помнить родителю на детской площадке:

Детский конфликт проще предотвратить, чем разрулить его, когда он уже разгорелся. Поэтому хорошо бы всегда иметь с собой "переключатель" или "отвлекалочку": бутылочку с водой, небольшой перекус, какую-нибудь игрушку про запас.

Если конфликт уже случился:

Бывает, что родители на площадке не следят за задиристым ребенком и другие малыши раз за разом страдают от его действий. Родителям, чей ребенок стал жертвой, прежде чем проводить воспитательную беседу с драчуном, имеет смысл обратиться к его родителям. Только если с их стороны не будет понимания и готовности исправить ситуацию, можно поговорить с забиякой самостоятельно. Возможно, он растет в семье, где проявление силы считается нормой. В таком случае объясните ребенку, что и на его пути рано или поздно возникнет кто-то более сильный и ловкий, тогда уже он может пострадать. Это станет отличным аргументом в пользу того, что нужно учиться договариваться мирно.

6. Сразу определите, какие игрушки вам не жаль отдать на растерзание такому зверю, как детская площадка. Это не утрирование, а реальность. Любые ведра становятся поцарапанными, у кукол нещадно вырываются волосы, а у машин – колеса. Поэтому выбирайте игрушки попроще, чтобы не было жалко их терять. Кстати, насчет потерь: очень часто многие родители (особенно папы) не знают, где чьи вещи и, не долго думая, забирают домой первые попавшиеся. Так что не удивляйтесь, если у вас пропали лопатки или грабельки. Рассеянное чадо тут ни при чем. Для удобства можно подписать все свои игрушки перманентным фломастером, который не смывается. Это избавит также от путаницы при обнаружении одинаковых игрушек в одной песочнице.

И наконец, четвертое: ребенку нужно в простых словах объяснить его же собственное поведение. Есть даже такой психологический термин «интерпретация поведения». Дело в том, что малыш не очень понимает, что именно он сделал, а главное — почему это произошло. Вот и надо в простых словах объяснить ему, что «Ваня (ты) очень расстроился из-за того, что Даша не хотела дать тебе совочек. И ты (Ваня) так рассердился, что даже толкнул Дашу. Это получилось нехорошо. Видишь, Даша плачет. Давай теперь пойдем, ее пожалеем, скажем «прости, больше не буду».

Подобный текст можно шептать на ушко даже не говорящему еще малышу. (Обычно бывает так, что ребенок гораздо больше понимает, чем может произнести.) И еще раз — не отвергайте ребенка в момент негативного, неправильного поведения. Если малыш почувствует, что вы его в данный момент не любите — он не услышит никаких ваших слов и ничего не поймет. Все его способности понимания уйдут на то, что «мама меня сейчас не любит». А это состояние для ребенка невыносимо.

Делая вывод, следует сказать о том, что песочница (и шире — детская площадка) — незаменимое для городского ребенка и его мамы место, где можно на мир посмотреть и себя показать. И она вам и вашему карапузу по-настоящему нужна. И вот тому несколько причин:

1.      Именно в песочнице осваиваются важнейшие понятия «мое», «твое», «чужое», «меняться». В этих понятиях — залог нормальной жизни в социуме. И усваиваются они не вдруг, на это требуется время — от нескольких недель до нескольких месяцев.

Фото: Анастасия Шилова

Наверх