» » Ребенок отстает в развитии

Ребенок отстает в развитии

Гаврилушкина. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа

Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010. — 208 с. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=104644.

КОРРЕКЦИЯ

Дошкольник

О. П. ГАВРИЛУШКИНА

РЕБЕНОК
ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ?

Семейная школа

Учебно-методическое
пособие

МОСКВА
Дрофа
2010

Серия основана в 2007 году

 

Гаврилушкина, О. П.

Г12

Ребенок отстает в развитии? Семейная школа: учебно-методическое пособие / О. П. Гаврилушкина. — М.: Дрофа, 2010. — 207, [1] с. — (Дошкольник. Коррекция).

 

ISBN 978-5-358-04332-9

 

Книга раскрывает особенности развития детей-дошкольников и рассказывает о причинах и наиболее типичных признаках отставания в развитии.

 

В пособии даны конкретные рекомендации по организации коррекционно-развивающих игр и занятий детей.

 

Книга адресована родителям, педагогам и студентам педагогических вузов.

 

УДК 159.922.7

 

ББК 88.8

ISBN 978-5-358-04332-9

© ООО «Дрофа», 2010

Гаврилушкина, О. П.

Г12

Ребенок отстает в развитии? Семейная школа: учебно-методическое пособие / О. П. Гаврилушкина. — М.: Дрофа, 2010. — 207, [1] с. — (Дошкольник. Коррекция).

ISBN 978-5-358-04332-9

Книга раскрывает особенности развития детей-дошкольников и рассказывает о причинах и наиболее типичных признаках отставания в развитии.

В пособии даны конкретные рекомендации по организации коррекционно-развивающих игр и занятий детей.

Книга адресована родителям, педагогам и студентам педагогических вузов.

УДК 159.922.7

ББК 88.8

ISBN 978-5-358-04332-9

© ООО «Дрофа», 2010

Оглавление

От автора

4

Предисловие

6

Глава I. Детское развитие до семи лет

12

Глава II. Наиболее типичные признаки отставания в развитии

62

Глава III. Методические рекомендации и материалы для коррекционно-развивающих занятий

94

3.1. Исходные положения и правила для родителей

94

3.2. Развиваем внимание и восприятие

102

3.3. Учимся элементарным обобщениям

135

3.4. Играем вместе с детьми

139

3.5. Все дети любят рисовать

146

3.6. Учимся конструировать

151

3.7. Учимся общаться

156

3.8. О психологической готовности к школьному обучению

168

3.9. Как наблюдать за развитием ребенка

173

Приложения

187

От автора

4

Предисловие

6

Глава I. Детское развитие до семи лет

12

Глава II. Наиболее типичные признаки отставания в развитии

62

Глава III. Методические рекомендации и материалы для коррекционно-развивающих занятий

94

3.1. Исходные положения и правила для родителей

94

3.2. Развиваем внимание и восприятие

102

3.3. Учимся элементарным обобщениям

135

3.4. Играем вместе с детьми

139

3.5. Все дети любят рисовать

146

3.6. Учимся конструировать

151

3.7. Учимся общаться

156

3.8. О психологической готовности к школьному обучению

168

3.9. Как наблюдать за развитием ребенка

173

Приложения

187

От автора

Эта книга адресована родителям, у которых ребенок развивается не так, как его сверстники. Он плохо говорит, не любит играть в игрушки, не находит общего языка со сверстниками, капризничает, упрямится, его часто сложно понять. Жалобы родителей на трудности в воспитании таких детей многочисленны и разнообразны. Главное, что они почти всегда справедливы и требуют самого внимательного, серьезного отношения со стороны других членов семьи и тех специалистов, к которым обращаются взволнованные родители.

Реакция родителей на проблемы в развитии своего ребенка бывает очень разной. Одни начинают бегать по врачам, активно лечить ребенка, целиком полагаясь на чудодейственность лекарственных средств. Другие опускают руки, ищут виновного среди членов семьи, родственников, выясняют отношения между собой. Ребенок тем временем остается один на один со своими проблемами. Создается ситуация, при которой искажаются детско-родительские отношения, возникает угроза распада семьи. В обоих случаях взрослые делают одну и ту же ошибку — упускают драгоценное время для организации коррекционно-развивающих занятий. Для того чтобы организовать такие занятия в домашних условиях, необходимо обратиться в специальные медико-психолого-педагогические учреждения: реабилитационные центры, центры коррекции, центры здорового ребенка, центры развития и пр., имеющие общую задачу — диагностику развития детей, консультирование и сопровождение семей. Работающие там психологи, логопеды

учителя-дефектологи консультируют родителей, объясняют, как заниматься с ребенком дома под руководством специалистов. В этих центрах можно получить квалифицированную комплексную медико-психолого-педагогическую помощь, в которой нуждается ребенок. Только в содружестве с ними можно организовать дома необходимую образовательную среду и добиться положительных результатов в развитии своего ребенка. И чем раньше проблемы в развитии обнаружены и принимаются адекватные коррекционные меры к их устранению (или сглаживанию), тем более благоприятно будет происходить дальнейшее психическое развитие ребенка.

Желание помочь родителям зародило идею создания этой книги. Необходимость ее написания была продиктована самой жизнью: и многолетней профессиональной деятельностью, и опытом воспитания собственных детей и внуков. Наконец, пришла убежденность, что это право на советы у меня есть, как и понимание проблем, возникающих во внутрисемейных отношениях, особенно у молодых родителей, которым трудно найти общую точку зрения и выработать адекватную и единую стратегию семейного поведения. И главный совет — родительская любовь. Действенная, спаянная с терпением и мужеством любовь всегда плодотворна, а порой и чудодейственна. И мне хочется еще раз напомнить о ней и научить родителей понимать своего ребенка, принимать его таким, каков он есть, и стремиться во всем ему помогать.

О. П. Гаврилушкина,
профессор кафедры дошкольной психологии
и педагогики Московского городского
психолого-педагогического
университета

Предисловие

Рождение ребенка всегда связано в семье с приятными хлопотами, ожиданиями, надеждами. Но и проблем в процессе роста и развития ребенка всегда хватает. Однако они бывают разными. В нашей книге речь пойдет о проблемах, связанных с отставанием ребенка в развитии от сверстников. Родители отмечают у него неумение сосредоточиться, сниженный интерес к игрушкам, резкие изменения настроения, вспышки агрессивности, крайнюю несамостоятельность, задержку в развитии речи, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и пр.

Чаще всего родители обнаруживают (либо на это указывают знакомые, друзья) настораживающие факты в развитии ребенка к началу дошкольного возраста, т. е. к трем-четырем годам, когда он начинает посещать детский сад, где дети играют, рисуют, лепят из глины и пластилина, конструируют из различных материалов и пр. И оказывается, что для их малыша подобные занятия слишком трудны, даже непосильны. Следует заметить, что подобные открытия в большинстве случаев не являются для родителей полной неожиданностью и чаще — лишь подтверждают их внутреннее беспокойство. Наш многолетний опыт работы с «проблемными» детьми дает основание говорить о том, что недостатки детского развития, которые вдруг проявились и стали очевидными, на самом деле уже давно волновали и настораживали родителей. Но ребенок был мал, а надежда на благополучный исход, на то, что все проблемы сгладятся, нормализуются, была велика.

Сразу скажем, что особенно в раннем детском возрасте наблюдаются выраженные индивидуальные различия в темпах психического развития. Одни дети развиваются быстро, значительно опережая сверстников и по уровню развития речи, и по степени самостоятельности, организованности и пр. У других же, напротив, темпы развития средние, даже медленные. Но не надо делать поспешных выводов, так как это не всегда является свидетельством какой-либо патологии.

Разберем это на примере возникновения способности к самостоятельному рисованию. У гармонично развитых детей умение создавать часто примитивные, но уже вполне узнаваемые изображения появляется в начале четвертого года жизни. Это является свидетельством того, что в восприятии ребенка происходят свойственные возрасту структурные изменения. Ребенок уже делает первые шаги в восприятии не только функциональных, но и пространственных свойств предметов (прежде всего формы). Значит, он оказывается способен к самому начальному анализу внешних, пространственных и качественных признаков. Восприятие приобретает совершенно новое качество — становится анализирующим. Процесс его совершенствования занимает весь дошкольный период.

Известно, что именно способность к анализирующему восприятию является одной из основных в структуре психологической готовности ребенка к школьному обучению. Ведь овладение, скажем, чтением и письмом требует звукобуквенного анализа, установления сложной связи между звуком, буквой, движением руки и т. д. Однако надо подчеркнуть, что становление анализирующего восприятия даже у детей с нормальным развитием в решающей степени зависит от качества педагогических условий, в которых они находятся, т. е. от того, насколько грамотная, систематическая работа по развитию восприятия проводится с ними.

Итак, одни дети обнаруживают способность к самостоятельному созданию предметных изображений (узнаваемых не только самим ребенком, но и другими людьми) уже в самом начале дошкольного возраста, другие же — лишь в конце четвертого года жизни,

а иногда и позже1. При этом у них может быть снижена графическая активность вообще. Как правило, родители редко бывают обеспокоены этим обстоятельством. Однако данный факт не должен ускользать из их поля зрения, так как существует взаимосвязь между неумелыми графическими действиями ребенка и его умственным и речевым развитием.

Поступательность в развитии ребенка тесно связана с процессом созревания мозга и его усложняющимися взаимоотношениями с окружающей средой. На ранних этапах наблюдается значительная вариативность нормальных темпов развития. Это определяется сложными взаимодействиями генетических (наследственных) факторов, состоянием здоровья ребенка, социальными взаимоотношениями.

В то же время неравномерность формирования и развития различных функций именно в ранние периоды жизни может скрывать под собой негрубые, стертые формы отклонений. Поэтому, если возникла тревога и сомнения в благополучном развитии ребенка, выжидать, пока он подрастет и все нормализуется, ни в коем случае нельзя, так как будут упущены те периоды детства, которые особо благоприятны не только для преодоления отмеченных недостатков, но и для предупреждения отклонений вторичного порядка. Во всех случаях желательно получить квалифицированную консультацию специалистов, которые проведут диагностическое изучение психического развития ребенка и дадут практические рекомендации по организации специальной помощи ребенку как в условиях семьи, так и в детском саду.

Развитие ребенка зависит от многих условий, среди которых самыми важными являются следующие.

Биологический фактор развития. Рождение ребенка физически здоровым зависит от ряда факторов:

наследственности, нормально проходивших беременности матери и физиологических родов. Сохранность биологической основы обеспечивает ребенку возможность развиваться в соответствии с возрастом.

Социальный фактор развития. Недостаточно быть здоровым только физически: ребенок нуждается в благоприятной социально-педагогической развивающей среде, включающей предметно-игровое окружение, условия для продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования, элементарного труда), коммуникативного развития, т. е. общения с любящими взрослыми и сверстниками. Социальное окружение, по сути, делает ребенка человеком (этот процесс психолог А. Н. Леонтьев называл «очеловечиванием»). Неблагоприятные социальные условия, к которым можно отнести бедность эмоционального общения с матерью в ранние периоды жизни, отсутствие детского коллектива, недостаточность предметно-развивающей среды и пр., могут привести к необратимым последствиям в развитии ребенка. Пребывание в таких обедненных условиях (в психологии они называются депривационными) для него очень опасно.

Фактор активности самого ребенка, объединяющий двигательную, познавательную, коммуникативную, речевую и другие функции, — это активная позиция ребенка по отношению к окружающему миру предметов и людей.

Все перечисленные факторы неразрывно связаны друг с другом. Недостаточность даже одного из них может привести к существенной дисгармонии развития, нарушению его целостности.

Дело в том, что психолого-педагогическая помощь, оказанная ребенку в ранние периоды жизни, буквально с пеленок, имеет несоизмеримо больший коррекционно-развивающий эффект по сравнению с тем, который достигается при более поздних сроках включения ребенка в процесс специальной восстановительной работы. Связано это с необычайной скоростью, интенсивностью развития маленького ребенка. И чем

он младше, тем быстрее идет его развитие, тем ценнее становится каждый день жизни с точки зрения возможностей преодоления разнообразных проблем в развитии. Именно поэтому так остро стоит вопрос о раннем выявлении детей «группы риска» и оказания им адресной психолого-педагогической поддержки.

К сожалению, число детей, которым нужно специальное психолого-педагогическое сопровождение с самого раннего детства, довольно велико. Без специальной коррекционной помощи, самостоятельно, им фактически невозможно преодолеть имеющиеся трудности в развитии. Если своевременно не обратить внимания даже на малейшие тревожные сигналы в поведении, речи, умственном развитии, предметно-практической деятельности малыша и не создать специальные коррекционно-развивающие условия (это называется «специальная образовательная среда»), то его развитие может существенно деформироваться, что приведет к нежелательным, а иногда и необратимым последствиям.

Существующие ныне методы диагностики детского развития позволяют выявить очевидные, выраженные, внешне заметные формы психофизического неблагополучия уже в самых ранних периодах жизни. Иначе дело обстоит в тех случаях, когда отклонение в развитии распознать трудно, когда оно не проявляется сразу, а остается «дремлющим» вплоть до конца дошкольного возраста либо обнаруживается уже в школе. Если легкие формы отклонений своевременно не выявлены и не подвергаются коррекции, к началу школьного обучения возникают и вторичные изменения, усугубляющие у детей трудности в овладении основами наук.

Последствия этих незаметных отклонений в развитии оказываются гораздо опаснее, чем это кажется на первый взгляд. Отставание в развитии может нарастать, принимая с началом школьного обучения различные формы дезадаптации. Ребенок не вписывается в школьный режим, не справляется с нагрузками из-за невнимательности, слабости волевых усилий, не

вполне понимает задания и пр., т. е. испытывает определенные трудности в обучении. Причем это почти не зависит от уровня интеллекта ребенка. Поэтому так важно следить за развитием ребенка в более ранние периоды жизни, когда происходит формирование базовых психических функций, обеспечивающих его дальнейшее развитие. В этих случаях первыми, кто замечает неблагополучие, являются родители.

Вопрос, хорошо ли развивается их ребенок, соответствует ли его развитие возрастной норме, что ему нужно знать и уметь, волнует всех любящих родителей, бабушек и дедушек. Это естественное проявление любви к своему ребенку. Всех их объединяет общая забота о том, чтобы их ребенок развивался нормально, но далеко не все могут оказать ему нужную практическую помощь в условиях семьи, без советов специалистов, которые помогли бы ответить на волнующие их вопросы: «Чем заниматься? Чему и как учить ребенка? Какие приемы для этого использовать? Какие занятия проводить с ребенком определенного возраста? Как организовать занятия, чтобы они принесли пользу? Какие игрушки и дидактические материалы нужно использовать в работе с ребенком, отстающим в развитии? Как найти с ним общий язык? И т. д.».

Все хорошо понимают, что одного желания помочь малышу недостаточно. Чтобы грамотно заниматься с детьми, необходимо иметь минимум представлений о сущности, закономерностях и кризисах детского развития, о взаимодействии взрослых с детьми разного возраста и пр.

Постараемся объяснить, какие моменты в реакциях и поведении ребенка должны насторожить родителей, в чем и как они проявляются, какова их психологическая сущность, как надо наблюдать за развитием ребенка, как организовать с ним занятия дома.

Надеемся, что эта книга станет полезной не только родителям, воспитывающим ребенка с отставанием в развитии, но и студентам психолого-педагогических вузов и колледжей, которые собираются работать или уже работают с маленькими детьми.

Глава I

Детское развитие до семи лет

В этой главе мы поведем речь о тех сведениях из психологии, которые помогут родителям действовать осознанно, а не просто как получится. Ведь очень важно, чтобы помощь ребенку была целенаправленной, целесообразной, а не стихийной и беспорядочной, т. е. непродуктивной. Итак, познакомимся сначала с некоторыми положениями о детском развитии.

Современными психологическими исследованиями убедительно доказано, что развитие ребенка вовсе не сводится к накоплению определенной суммы знаний, умений и навыков. Сущность развития состоит в овладении особыми психическими свойствами (новообразованиями), важными не только для данного возрастного этапа, но и для всего последующего развития человека. Каждый возрастной период характеризуется возникновением определенных психических качеств, которые становятся особенно важными для дальнейшего развития человека. С этими психическими новообразованиями и связано в психологии понятие о сензитивных (чувствительных) возрастах. Суть этого понятия заключается в том, что на каждом возрастном этапе ребенок оказывается особенно восприимчив, чувствителен лишь к определенным влияниям. Не все, что окружает ребенка, имеет одинаковое значение для его благополучного развития. Только определенные влияния, условия, виды взаимодействия ребенка с окружающим социальным и предметным миром оказываются полезны для него в конкретном возрасте.

Например, в первом полугодии жизни младенец более всего сензитивен (восприимчив и одновременно требователен) к положительному эмоциональному общению с матерью. Он более всего нуждается в материнской любви и ласке. Склоняясь над ребенком, мама может говорить что угодно, на каком угодно языке. Это для малыша не имеет ровно никакого значения. Для него важно то, как она говорит (эмоциональная окраска, тон обращения).

Ребенок радуется, если мама улыбается, говорит ласково, нежным голосом. Эмоциональное благополучие в этом возрасте — главное, что нужно ребенку. Именно здесь складывается способность человека к эмоциональной отзывчивости, которая потом преобразуется в сопереживание, участие, эмоциональные привязанности и предпочтения.

Если же по каким-то причинам эта главная возрастная потребность в положительном эмоциональном насыщении не удовлетворена, то пагубные последствия могут быть самыми серьезными и окажут отрицательное влияние на формирование личности человека в дальнейшем. Именно это имел в виду замечательный детский психолог А. В. Запорожец, когда утверждал, что «истоки высших человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства».

Во втором полугодии потребности ребенка несколько изменяются, он становится чувствителен к эмоционально-деловому взаимодействию. Ему нужна мама не только ласковая, но и с множеством новых предметов в руках. Главным для него становится эмоционально-деловое сотрудничество с матерью и другими близкими. Если ему предлагают одни и те же предметы и на короткое время, если общение с родителями недостаточно, их взаимодействие в совместных играх имеет эпизодический характер, то у ребенка возникает значительный психологический дискомфорт, который программирует задержку развития познавательного.

Возраст до трех лет является периодом особой чувствительности к развитию восприятия. От качества этого восприятия зависят и все другие параметры детского развития: познавательная активность;

становление познавательных функций руки; овладение предметной деятельностью, начальными формами мышления; развитие общения и речи. Если в это время вследствие различных отрицательных факторов в структуре восприятия ребенка не будут происходить положительные изменения, которые необходимы для нормального развития, то к трем годам в нем уже наметятся некоторые негативные моменты, которые могут оставаться внешне незаметными, скрытыми, но могут быть обнаружены профессиональным взглядом специалистов и внимательных родителей.

Дошкольник же, переживший кризис трех лет, становится наиболее податлив, чувствителен к влияниям социального содержания. Его более всего интересует жизнь людей, социум. Дошкольный возраст — особый этап в жизни человека, когда он социализируется, т. е. активно познает законы человеческих отношений. В это время ребенок воспринимает других людей наиболее эмоционально. Человек становится для него излюбленным объектом восприятия и подражания. В самой главной деятельности дошкольного детства — ролевой игре — отражается его уровень и степень проникновения в смыслы человеческих отношений. Младший дошкольник делает в этом направлении первые шаги, поэтому нуждается в особом внимании и поддержке со стороны взрослых.

Причинный и следственный характер отклонений в развитии. Даже самые незначительные проблемы в развитии ребенка почти во всех случаях обрастают множеством других. Особенно если он (ребенок) не получает своевременной адекватной коррекционной поддержки. Различают отклонения первичного и вторичного характера. К разряду первичных относятся факторы причинного характера, к разряду вторичных (третичных и т. д.) — следственного. Возьмем, к примеру, слабослышащих детей, у которых нарушение слуха является первичным, возникшим в результате наследственных или приобретенных факторов. Например, неврит слухового нерва из-за перенесенных

в ранний (доречевой) период жизни заболеваний и лечения ототоксичными (отрицательно влияющими на слуховой нерв) препаратами. Отсутствие речи при нарушениях слуха оказывается вторичным, является результатом невозможности воспринимать устную информацию.

При условии комплексной коррекционно-развивающей работы по развитию остаточного слуха, которую могут провести аудиологи и сурдопедагоги, неслышащие дети овладевают устной речью на слухо-зрительной основе.

Отклонения в развитии вторичного, третичного порядка поддаются коррекции гораздо эффективнее, нежели первичного, но только при специально организованной коррекционно-образовательной работе. Так, показатели физического слуха в процессе работы с ребенком могут не улучшаться (например, при невритах слухового нерва), в то время как в развитии слухового восприятия (умении пользоваться остаточным слухом) наблюдается положительная динамика, что и позволяет детям с нарушениями слуха овладевать устной речью.

Зона ближайшего развития и уровень достижений. Положение о существовании двух уровней в развитии ребенка очень поможет родителям в процессе работы с детьми. Оно касается характеристик настоящего и будущего развития. Ведь каждый взрослый, если он решил активно помогать своему ребенку, стремится к тому, чтобы тот много знал и умел. Именно это стремление заставляет родителей внимательно читать эта строки.

Что такое уровни развития? Как оценить их с психологической точки зрения? Этих уровней два. Первый отражает то, что ребенок может на данный момент выполнять самостоятельно, без чьей-либо помощи. Это актуальный уровень развития, или уровень достижений. Обычно только этот уровень, к сожалению, более всего заботит взрослых.

Однако все трудности подстерегают ребенка именно на пути к достижениям. Этот путь Л. С. Выготский назвал «зоной ближайшего развития» (ЗБР). При нормальном развитии эта область довольно широкая,

подвижная, и в ней как бы взаимодействуют две программы — взрослого и ребенка, который обладает собственной наследственной программой развития, вернее саморазвития. Эти программы поддерживают и обогащают друг друга.

У проблемных детей способность к развертыванию собственной программы выражена слабо, зона ближайшего развития небольшая. Часто она может быть сформирована только при наличии специальных коррекционных образовательных сред. В связи с этим позиция взрослого в ходе коррекционной работы с проблемным ребенком становится более ответственной. Родителям, как и всем психологам и педагогам, занимающимся развитием детей, предстоит действовать именно в зоне ближайшего развития. То, что сегодня ребенку удается сделать только с помощью взрослых, т. е. находится в области ближайшего развития, завтра будет доступно самостоятельному выполнению и перейдет в область достижений.

Следующее положение, которое необходимо знать внимательным родителям, свидетельствует об общности законов становления психики ребенка при нормальном и проблемном развитии. Во всех случаях развитие проходит одни и те же этапы, подчиняется одним и тем же законам. Однако опыт показывает, что эти законы становятся общими только при условии, если ребенок находится в благоприятной образовательной среде: с ним правильно занимаются, учитывая его возраст, индивидуальные особенности, степень обучаемости (возможности развития).

Мы кратко рассмотрели лишь некоторые исходные положения, которые помогут уже в самом начале лучше понять и правильно подойти к работе с детьми, испытывающими разнообразные трудности в развитии. Перейдем теперь к анализу важнейших сторон психики ребенка и посмотрим, что должно произойти в его развитии к трем годам, какие психологические приобретения делает ребенок к моменту, который является стартовым для дошкольного детства, т. е. к младшему дошкольному возрасту.

Восприятие. Начнем с законов становления восприятия — базовой психической функции, т. е.

сенсорного развития. Как уже говорилось, восприятие до трех лет является ведущим психическим процессом. Оно развивается интенсивнее, нежели другие психические функции. И гораздо быстрее, чем в старшем возрасте. Что же происходит в структуре восприятия ребенка в первые три года жизни? Что способен воспринять в окружающем мире ребенок к трем годам, т. е. к началу дошкольного возраста? Зная ответ на эти вопросы, можно обнаружить отставание ребенка в развитии (если оно имеется), а также определить содержание, на котором будет строиться коррекционная работа.

Здорового ребенка с младенчества отличает высокая двигательная и познавательная активность. Он необычайно любопытен, все стремится взять в руки, приблизить, попробовать «на зуб», погреметь, постучать, проверить на прочность и пр. В младенческом и раннем возрасте сенсорное развитие связано преимущественно с овладением способами восприятия предметного мира. В это время происходит постепенная дифференциация всего, что окружает ребенка. Еще до года у него начинает развиваться способность к выделению предметов из фона посредством зрительной, слуховой фиксации и фиксации ощущений положения собственного тела благодаря развитию тактильно-кинестетического восприятия (статический компонент). Возникает умение прослеживать взором за движением видимых объектов, а также невидимых по характерному звуку, запаху; чувствовать собственные движения (динамический компонент).

Он учится выделять предметы из множества других, узнавать их зрительно (зрительное восприятие), на ощупь (с помощью осязания и тактильно-кинестетического чувства), по характерному звучанию (слуховое восприятие), запаху, вкусу. Тактильно-кинестетическое восприятие связано с работой мышечного аппарата и обеспечивает контроль за положением и движениями частей тела. При недостаточности тактильно-кинестетического восприятия задерживается развитие основных движений (ходьба, ползание, прыжки, лазание и пр.), с трудом формируются произвольные (т. е. управляемые самим ребенком) движения,

снижается способность к овладению двигательными навыками в целом. В младенческом и раннем возрасте у ребенка интенсивно развиваются движения. Он не только ощущает положение собственного тела (статика) и производимые им движения (динамика), у него формируются различного вида координации (слухо-зрительная, зрительно-двигательная, слухо-зрительно-двигательная).

Благодаря этому у него формируется целостный образ объектов. К примеру, ребенок рано узнает мать по шагам, поворачивает на звук голову, ищет глазами источник звука, т. е. происходит объединение, интеграция различных видов восприятия, налаживаются слухо-зрительно-двигательные связи, начинает формироваться система «глаз — рука». Это очень важно для возникновения сенсорно-перцептивной способности, которая помогает человеку целостно воспринимать объекты в единстве внешних и внутренних, функциональных качеств, осознанно воспринимать и понимать окружающий мир.

При переходе от раннего к дошкольному возрасту в структуре восприятия ребенка происходят существенные изменения. Зрительное восприятие начинает постепенно занимать ведущее положение в познании окружающего пространства. Воспринимая предмет, ребенок переходит к зрительной оценке формы, расположения частей, соотношений по размеру и т. д., становится способен прочитать ту информацию, которая скрыта за внешними признаками предмета.

Каждый родитель знает, как двухлетний малыш берет из вазы первое попавшееся под руку яблоко и с удовольствием ест, совершенно не обращая внимания на то, что оно маленькое, неровное, с черными точками, хотя в вазе есть яблоки и получше, покрасивее.

Совсем иначе ведет себя этот же ребенок на четвертом году жизни. Он внимательно смотрит на яблоки, берет каждое в руки, подносит одно к другому, сравнивает, выбирает крупное, ярко окрашенное, правильной формы. Иногда, будто спохватившись, он быстро возвращает яблоко на место, облюбовав другое.

Почему же такая разница в поведении? Откуда взялась привычка все трогать, подносить, выбирать.

Ведь, по мнению взрослых, надо поступать очень просто: выбрать глазами, а потом уже взять. И уж ни в коем случае не класть обратно. Некоторые родители уже догадались, в чем дело. У ребенка раннего возраста еще не сложились механизмы зрительного восприятия внешних признаков предмета (формы, размера) и зрительные способы ориентировки, а дошкольник уже переходит на уровень, когда ведущим в восприятии становится не рука, а зрение. Он способен получать информацию о внутренних, функциональных свойствах предметов на основе анализа внешних, зрительно воспринимаемых признаков. Так, покупая овощи на рынке, хозяйка не надкусывает каждый помидор, а на глаз оценивает цвет, форму, размер плодов. В приведенном ранее примере выбора яблока ребенок ведет себя примерно так же. И не знает, что перебирать яблоки в вазе, конфеты в коробке — дурно с точки зрения правил поведения. Но это уже другой вопрос.

Таким образом, уже к началу дошкольного возраста (3 года) ребенок имеет следующие достижения в области восприятия:

— выделяет предметы из фона при помощи разных анализаторов, узнает их зрительно, на ощупь, по характерному звучанию;

— воспринимает функциональные свойства предметов, правильно действует с ними в соответствии со смыслом;

— переходит на этап развития анализирующего восприятия, который длится весь дошкольный период, но к трем годам находится в зоне ближайшего развития.

Познавательные установки как движущая сила развития. Ребенок активен, он познает мир: ему до всего есть дело, он за всем наблюдает, рассматривает и т. д. Это очень хорошо. Но, занимаясь с ребенком, надо знать, какая сторона окружающей действительности наиболее ценна для развития ребенка, на что направлены познавательные интересы, каковы его познавательные установки.

На первом году жизни ребенок испытывает острую потребность в новизне, в новых предметах и впечатлениях,

для него характерен так называемый «сенсорный голод». Эта потребность у младенцев теснейшим образом связана с возникновением первой познавательной установки «Что это?». Именно такая установка определяет активное поведение малыша по отношению к окружающему миру.

Переход от младенчества к периоду раннего детства (от 1 года до 3 лет) характеризуется изменением отношения ребенка к окружающему. Его внимание сосредоточивается не столько на самом предмете, сколько на его функциональных свойствах, что выражается в появлении новой познавательной установки «Что с ним можно делать? Что он умеет делать? Зачем он нужен?», а также в усвоении с помощью взрослого адекватных способов использования предметов. Действия с предметами становятся осмысленными. Возникает предметная деятельность.

Возникновение познавательных установок у ребенка тесно связано с развитием его речи. Увидев яркий предмет, дитя тянется к нему сначала всей рукой, потом указательным пальчиком. Мама называет предмет: «Это киска... Хорошая киска» и т. д. Предметы получают названия («что это?»). Но мама также называет и действия: «Киска бежит, пьет молочко» («что она делает?»). Ребенок узнает названия действий, усваивает глагольную лексику. Очевидно соответствие познавательных установок вопросам, на которые отвечают подлежащее и сказуемое простого нераспространенного предложения. Если из прямого предметного действия рождается нераспространенное предложение, то двухзвеньевое орудийное действие создает условия для распространения фразы («Мальчик достал мячик (чем?)...»).

В начале дошкольного возраста возникает совершенно новая познавательная доминанта, благодаря которой ребенок устанавливает самые первые логические связи между внутренними и внешними свойствами объектов, причиной и следствием с помощью вопросов: «Почему? Почему идет дождь? Почему? Почему?..» Средний дошкольный возраст по праву называют возрастом «почемучек». Наличие этой установки

рождает у ребенка пытливую любознательность которая удовлетворяется в процессе познавательного общения со взрослым.

Предметная деятельность. Хотя предметная деятельность является ведущей в раннем, а не в дошкольном детстве, очень важно знать, какие психологические приобретения делает ребенок, овладевая ею. Это необходимо, чтобы понимать, на каком этапе возникли трудности у ребенка, и проводить коррекционную работу логично и последовательно. После года, как мы уже говорили, ребенка начинает интересовать функциональная сторона предметного мира. Его интересует смысл окружающих вещей. Удовлетворить эту познавательную направленность он может только с помощью взрослого и вместе с ним. Именно взрослый обеспечивает культурное развитие ребенка, показывая ему, как надо действовать с разными предметами (машину катать, нагружать, возить за веревочку и пр.; пирамидку складывать, нанизывая кольца на стержень; из чашки — пить; предметы одежды — надевать, причем колготы — на ножки, а шапку — на голову и пр.). Сотрудничая со взрослым, ребенок постигает функциональное значение предметов. Действия с предметами становятся правильными, адекватными, подлин

Наверх