Развитие в 4 года

Психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни. Тесты, развивающие игры и упражнения.

Психическое развитие ребенка четвертого и
пятого года жизни

- Значение разного рода творческой
деятельности для интеллектуального развития ребенка
- Значение сюжетно-ролевых игр
для развития интеллекта малыша
- Развивающие дидактические игры

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизниРебенок
четвертого и пятого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием.
Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки,
во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким
образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.

Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную
ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает
координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает
возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.
Большинство детей рисует с большим энтузиазмом, поскольку координация
между зрительным и моторным развитием составляет большое достижение
ребенка четырех-пяти лет.

Изобразительная деятельность ребенка этого возрастного периода отличается
выступает
сам процесс создания рисунка. Поэтому, как только рисунок завершен,
дети часто выбрасывают его. И только к концу дошкольного возраста
ребенок начинает обращать внимание на сам рисунок, то есть оценивать
результат своего труда.

Величайшую роль изобразительной деятельности ребенка в его общем психическом
развитии отмечали и отмечают все детские психологи. В частности, выдающийся
психолог Л. С. Выготский подчеркивал: "Ценность художественного
воспитания не в том, что оно создает знания или формирует навыки,
а в том, что оно создает фон жизни, фон жизнедеятельности... оно расширяет,
углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся
и настраивающуюся на серьезный лад".

С психологической точки зрения рисунок рассматривается как своеобразная
детская речь и как подготовительная стадия письменной речи. В рисунке
ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу
увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует,
но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая,
моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно.
Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным
правилам и жестко контролируют выполнение этих правил.

Таким образом, в игре ребенок учится общению со сверстниками, учится
контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно
легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих
требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости,
настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое
воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески
поддерживайте любые стремления детей к играм.

Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую
фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными "ненужными"
(на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий
хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию. Я вспоминаю, как мой
четырехлетний сын привязал к стулу старое пластмассовое сиденье от
унитаза; это был космический корабль, а открывающаяся крышка была
люком для выхода в открытый космос.

Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое
стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых.
Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов
деятельности, общественных функций людей.

Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным
благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не
просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он,
по существу, занимается словотворчеством.

Эту способность ребенка отразил К. И. Чуковский в своей книге "От
двух до пяти". Думаю, что вы сможете дополнить эту книгу оригинальными
высказываниями своего ребенка. А вот, например, словотворчество моего
пятилетнего сына.

- Мама! Ты будешь от пола вот такой (показывает около метра), когда
начнешь унижаться от старости.

Играет с папой в солдатики.
- Папа! У тебя лошадистов нету?

- Мама! Закрой хрен, а то он весь сдохнет.

- Владик! Ты что - нос поцарапал?
Пошел к зеркалу, возвращается и говорит:
- Эх, ты! Это я воду с вареньем пил, жажду утомлял.

- Папа! Сейчас мы будем кушать кушанье по-плотски. Собирайся скорее
на корабль!
- Наверное - по-флотски?
- Ну, подумаешь! Мы ведь можем есть на плоту...

Находим в кармане куртки белые сухарики.
- А это что? - спрашивает папа.
Владик:
- Не выбрасывай! Это я маме грелки принес, нам сегодня с супом давали
(в садике).

- Мама! Кто сидит в машине спереди, тот передник, а кто сзади -
задник!

- Давай задерживаться...
- Как это? - спрашивает папа. -- Ну, идти медленно.

- Пойду на кухню, посмотрю, наверное, мама разбила чашку.
- А почему ты так решил? - спрашивает папа.
- А я слышал разбив.

4 года - это один из важных периодов в развитии ребенка. Вроде бы малыш уже и взрослый, но в действительности он еще очень маленький. Именно в этот период в организме ребенка развивается психика, он начинает чувствовать и понимать больше эмоций. Поэтому родители должны быть внимательные, должны уметь мягко скорректировать характер малыша.

Физиология ребенка в возрасте 4 лет

Секцию следует подбирать, учитывая несколько факторов: интересы самого ребенка, его способности и рекомендации специалистов. Если же у вас нет возможности определить ребенка в спортивную секцию, то старайтесь заниматься с ним дома сами. 

Для этих целей вы можете установить в комнате у ребенка детскую спортивную стенку, чтобы ребенок мог тренировать свои навыки. Кроме того, необходимо приучать его к утренней зарядке. Это может быть комплекс самых простых упражнений на сгибание-разгибание конечностей, приседания, повороты. Смысл утренней зарядки не только в физическом развитии ребенка, но еще и эффективный инструмент в области приучения ребенка к дисциплине и порядку.

Если малыш не выговаривает все вышеперечисленные звуки, не произносит длинные слова или их не договаривает, регулярно меняет порядок слогов в словах, не умеет выражать свои мысли, то это повод обратиться к логопеду.

Логопед для ребенка 4 лет экстренно нужен и тогда, когда малыш практически не разговаривает или заикается. В таком случае очень важно не упустить время и не усугубить речевые отклонения.

Ребенок не говорит в 4 года по ряду причин:

В 4 года кроха может не выговаривать букву «р» или некоторые другие. Пока рано обращаться к логопеду, если же речь ребенка слишком плоха, то специалиста посетить стоит.

Если развитие ребенка движется в правильном русле, он способен описывать картинку несколькими полными предложениями. Малыш узнает предметы мебели и бытовые приборы, рассказывает, для чего они предназначены, даже если видит их  на фотографиях, в магазине, в гостях.

Если малыш в 4 года не умеет или не знает чего-то из вышеприведенного списка, отчаянию тут не место. Пока еще можно все исправить, ведь в таком возрасте детишки очень любознательны и активны.


Детские психологи также отмечают огромную роль художественной деятельности в развитии, подчеркивая, что рисование не только формирует навыки, знания, а еще и развивает, углубляет эмоциональную сферу ребенка. Рисование даже является терапией от стрессов. Рисунок можно рассматривать как детскую речь, а также как подготовительную стадию к письменности.


Ребенок выражает в рисунке отношение к внешнему миру, по нему можно диагностировать и судить разного рода проблемах, которые населяют детскую голову.

  • Родительские мечты сбываются в «Маленькой стране на Литературной»!


    Не только наши проблемы, но и наши успехи – родом из детства. Вот почему так важно именно в начале жизненного пути уделить максимум внимания гармоничному развитию личности.  Жизненный успех и позитивное мировосприятие по кирпичику закладываются в детстве. Конечно, основа основ – это семья, её...

  • Арт-терапия: сказка из песка

    Проанализировав ситуацию, сложившуюся в детской среде, учёные пришли к выводу, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведёт к самым негативным результатам. Кризис детства настолько очевиден, что о нём с нескрываемой озабоченностью заговорили и представители...

  • Эбру: сказки на воде


     – Как ты думаешь, что такое «эбру»?






     






    – Сказка?






     






    – Да, а родилась она в Индии, шла через Турцию, а сегодня она есть у нас. Её рисуют на воде.














     




    – Кто рисует?




    ...

  • Любимые персонажи детей – пример для подражания или источник раздражения


    Все дети любят мультики. С этим фактом рано или поздно придется смириться всем родителям. Чтобы понять, чем живет ваш малыш, как он думает, не нужно изучать серьезную психологическую литературу, ходить на специализированные тренинги. Постарайтесь просто вспомнить себя в детстве. Помните, как вы вечером...

  • Карета для зимы: как выбрать зимнюю коляску?

    Если у вас есть машина, то вы, наверное, уже побывали в автосервисе и подготовили ее к зиме. В холодное и скользкое время года машина должна быть особенно надежной: «переобутой»  в зимнюю резину, с антифризом вместо обычной охлаждающей жидкости и «незамерзайкой»  в бочке стеклоомывателя. А...


Не только наши проблемы, но и наши успехи – родом из детства. Вот почему так важно именно в начале жизненного пути уделить максимум внимания гармоничному развитию личности.  Жизненный успех и позитивное мировосприятие по кирпичику закладываются в детстве. Конечно, основа основ – это семья, её...

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.
Выполняет указания, в каждое из которых входят две пары слов ( в каждой паре одно слово,
обозначающее действие, а другое - название предмета из тех, которые находятся в комнате).
Выполняет указания, в каждое из которых входят три пары слов ( в каждой паре одно слово обозначает действие,
а другое - название предмета из тех, которые находятся в комнате). 3-4 года.

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов, или
выражающие состояния. По просьбе выбирает длинный и короткий, твердый и мягкий,
шероховатый и глакий предметы. По просьбе выбирает открытую и закрытую дверцы (ящички, глаза и т.п.)
В ответ на вопрос : "Что ты делаешь, если устал /голоден /тебе холодно?" отвечает или показывает что делает.
Из группы предметов отбирает одинаковые. Среди нескольких предметов отбирает тот, который отличается от остальных.
Находит веселого, грустного, сердитого человечка, или показывает сам, что означают эти понятия.
Выбирает предмет, который больше или меньше демонстрируемого.
Находит первого и последнего. Из двух предметов выбирает большой и маленький. 3-4 года.

По просьбе кладет один предмет перез /за другим. По просьбе кладет один предмет сбоку /подальше от другого.
По просьбе кладет один предмет за, сбоку, подальше от, на и под перевернутую чашку. 3-4 года.

На самом деле, вашареакция наразвитие ребенка единственное, что имеет значение. Существуетмножество вещей, что должны делать хорошие родители, однако главный принцип: ведите себя так, как вы хотите, чтобы вел ваш ребенок. Как правило, дети следуют примеру родителей, по крайней мере, пока им 4 года. Поведение родителей определяетразвитие ребенка 4 лет.


В заключении перечень всех 10-ти заповедей воспитания детей 4-х лет:

  • Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.
  • Сказать, сколько ему лет.
  • Назвать город, в котором он живет; свой домашний
  • Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.
  • Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений
  • Назвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.
  • Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.
  • Различить и назвать погодные явления.
  • Назвать несколько профессий.
  • Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.

Наверх