» » Что делать с мнительностью

Что делать с мнительностью

Как победить мнительность: 18 шагов


Мнительность – это повышенная склонность к тревожным опасениям по разным поводам. Мнительные люди обычно полны разнообразных тревог, которые мешают им получать радость от жизни. Самые сильные переживания касаются взаимоотношений с близкими людьми, здоровья, профессиональных успехов.

Истоки мнительности


Мнительность обычно возникает на почве неуверенности в себе, заниженной самооценки. Болезненная мнительность – это своего рода проявление гипертрофированного инстинкта самосохранения. Многие специалисты справедливо считают, что причины мнительности кроются в тех негативных, а нередко и травмирующих психику детских впечатлениях и переживаниях, которых впоследствии вырастают в невротические комплексы.
Мнительность – это неоднородное понятие. Оно может быть самостоятельной особенностью характера, а может являться частью какого-либо расстройства, например, невроза навязчивых состояний, ипохондрии, патологической ревности, бреда преследования.

Что такое мнительность?

Мнительность – это, прежде всего, тревожные опасения, которые могут возникать у любого человека по разным поводам, это чувство, в результате которого человек начинает видеть что-то неприятное, начинает бояться смерти, страшной болезни.

Мнительность мешает жить, заставляет переживать неприятные эмоции снова и снова. Как правило, мнительность проявляется в таких темах, как здоровье, взаимоотношения, карьера. Мнительность портит жизнь любому человеку, а, кроме того, портит жизнь окружающим и нередко любящим людям.

Мнительность можно охарактеризовать как свойство психики, которое присуще детям и взрослым в равной мере. Человек, страдающий таким качеством, склонен к обидчивости, закомплексованности и постоянной тревоге. Такие люди постоянно думают, что их хотят обидеть или выставить в некрасивом свете, они испытывают различные негативные эмоции, которые пагубно влияют на их психическое и даже физическое самочувствие.

Что же делать? Прежде всего, с самого начала необходимо понять, что такое мнительность в вашем случае. Является ли она закрепившейся чертой характера, либо это симптом какого-либо психического расстройства, например, реактивной депрессии, вызванной пережитым несчастным случаем? Действительно ли вы страдаете от мнительности, а, может, речь идет о более тяжелом случае патологической тревожности, фобии или даже мании? С другой стороны, возможна путаница с такими понятиями как излишняя осторожность, скептицизм, предрассудок по отношению к чему или кому-либо. Постарайтесь, как говорится, отделить мух от котлет и понять, что же происходит именно с вами. И в случае наличия серьезного расстройства психического здоровья – депрессии, тревожности, фобий – необходимо обязательное медицинское вмешательство: лекарственная или психотерапия.

Потом следует задуматься о причинах одолевающей вас мнительности. Ибо, как мы знаем, определение корня проблемы часто означает нахождение пути ее преодоления, ну или хотя бы отправной точки. Назовем основные факторы, способствующие развитию мнительности как черты характера, а также как симптома подавленного состояния – депрессии.

Одно из пониманий, по-видимому, берется от самого корня слова (мнит), т.е. мнительный человек - это тот, который мнит о себе невесть что. Или говоря более современным языком, придает своей персоне большее значение, нежели другие. Аналогами могут также выступать термины «горделивость», «заносчивость».

Другое проявление мнительности это сомнения – каждый раз, когда человек оказывается в ситуации выбора, он начинает сомневаться в том, какое решение в данный момент будет оптимальным. Старательные попытки предусмотреть все возможные варианты следствий того или иного принятого решения забирают у человека очень много сил и приводят к тому, что решение либо подолгу не принимается, либо вовсе не принимается или же ответственность за принятие решения под каким-нибудь предлогом перекладывается на кого-то другого.

4. Прошлый негативный опыт (предательство, унижение), в том числе пережитый в детстве (излишняя требовательность или попреки со стороны родителей), оставивший незаживающую рану, чувство вины, переживание ошибки и несостоятельности.

5. Отсутствие стабильности в жизни, полная неопределенность будущего и неспособность к позитивному отношению к завтрашнему дню порождает и ту самую неуверенность в себе, и страх перед этим самым будущим, перед грядущими событиями. Вплоть до того, что человек боится встать с постели, выйти за пределы своего жилища – крайняя степень тревожности. Страх смерти и боязнь жизни.

6. Чрезмерная концентрация на собственной персоне, на внутреннем мире и переживаниях, эгоцентризм вызывает бесконечную критическую рефлексию по поводу своей личности. Я как центр мироздания перекрывает все остальные интересы и объекты внимания. Мышление направлено не на происходящие процессы, не на дело, не на то, КАК можно было бы сделать лучше, а на внутренние ощущения и психические переживания, из которых, конечно же, преобладают негативные.

Постоянные упреки, редкие похвалы, обвинения даже в том, чего ребенок не совершал – и благодатная почва для произрастания мнительности возделана.

Всевозможные «страшилки», криминальные хроники, фильмы ужасов также могут способствовать развитию мнительности, причем не только у детей, но и у взрослых.

    
Мнимый больной своей мнительностью сам себе подрезает крылья, угнетая себя фантомами своего болезненного воображения. Такие «игры» могут оказаться для него не безопасными. Для него, между прочим, существует обоснованная вероятность нажить себе, в конце концов, то, чего он так страшится, особенно если он имеет действительно весьма слабое звено в анатомо-физиологической системе своего организма и чрезмерно обеспокоен этим. Нельзя постоянно мозолить то, что требует покоя; лучше положиться на великую тайную мудрость человеческого организма, чем пытаться быть умнее её.

    
Своими мнимыми «болезнями» записной ипохондрик нередко раздражает врача, привыкшего иметь дело с действительно серьёзными заболеваниями. Он требует к себе особо повышенного внимания, настаивает на дополнительных обследованиях, приносит на приём к врачу печатные заметки из популярной медицинской литературы, убеждая доктора заглянуть в них, потому что там чётко описана «симптоматика его тяжёлого заболевания», склоняет врача назначить ему «чудодейственное лекарство», которое ему кто-то порекомендовал, он требует срочной госпитализации, потому что при таком его болезненном состоянии «время не терпит» и можно упустить навсегда возможность «хоть как-то помочь» ему.

    
Ипохондрики, как правило, назойливы, нетерпеливы, насторожены, упрямы, напористы, они готовы занимать собою всё время приёма врача, не считаясь с возмущённой очередью у врачебного кабинета. Их мнительность не знает предела, они полностью погружены в болезненную тематику, вся их жизнь проходит между поликлиниками, больницами, диагностическими центрами и аптеками, в которые они, обыкновенно, несут отовсюду кипы рецептов. (Порой, удивления достойно, как их несчастная печень справляется с таким объёмом поглощаемых ими лекарств!).

    
Совершенно очевидно, что такой мнимый больной – прекрасная находка для всякого рода шарлатанов, которые, используя его тревожную мнительность и обещая непременное «выздоровление от всех недугов» при выполнении ряда «необходимых» условий, некоторые из которых оказываются, как правило, невыполнимыми, ловко манипулируют им, плотно набивая деньгами свои и без того тугие карманы. Он же, чувствуя себя чуть ли не «смертельно больным» и оказываясь в «надёжных» руках «известного целителя», охотно оплачивает его немалые гонорары, лишь бы заполучить «утраченное здоровье».

    
Шарлатан, всегда рекламно представляющий себя в качестве продвинутого адепта «нетрадиционной медицины», по сути своей – ловкий фокусник-манипулятор, своего рода артист, умело разыгрывающий с несчастным ипохондриком спектакль под названием «Чудодейственное исцеление». Всякого рода таинственные лекарственные снадобья, изготовленные в особом «поле биоэнергетической индукции целителя», специальные «целительные» практики, смысл которых невозможно понять, необычность внешнего облика и поведения «ведуна» ещё более повышает градус доверия к этому магу-волшебнику, особенно, если сам «больной» не особенно умён и образован.

Если же обидчик не успокаивается, и вы чувствуете, что ситуация причиняет вам боль, просто скажите об этом. Ничто не мешает вам прекратить не приятный разговор, отношения.

Не вините себя. Не пытайтесь искать в себе причины, по которым вас обидели и не пытайтесь оправдывать обидчика. Найдите моменты, где вы были правы и поддерживайте в себе мысли о том, что никто не имеет права вас оскорблять или обижать.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:


Наверх