Не хочет ходить в садик

Ребенок не хочет в детский сад - Детский сад


«Не хочу в детский са-а-а-д! Не пойду-у-у-у!». Эти душераздирающие вопли вы слышите теперь каждое утро. Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животик, голова, и вообще его тошнит от сада. В прямом и в переносном смысле слова. А в более тяжелых случаях у ребенка и в самом деле поднимается температура, появляются боли в животе и обостряются хронические заболевания.


Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу. А причин для этого может быть несколько.

  • Во-первых, пребывание ребенка в детском саду создает условия для развития у него самостоятельности. В саду малыши значительно легче и быстрее осваивают навыки самообслуживания: учатся самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, отправлять естественные потребности, соблюдать личную гигиену, убирать за собой. Все эти премудрости они осваивают в детсадовской атмосфере за три-четыре месяца.
  • Во-вторых, в детском саду больше времени, чем дома, уделяется игровой деятельности и занятиям, которые способствуют физическому развитию ребенка, развитию логического мышления, речи, художественных и музыкальных способностей.
  • В-третьих, посещение детсадовской группы формирует у ребенка умение общаться в коллективе, приучает взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов. Это обстоятельство особенно важно для единственных детей в семье. В процессе общения дошкольники учатся ждать своей очереди, делиться тем, что имеют, умерять личные желания. Дети не просто привыкают друг к другу, а устанавливают достаточно тесные отношения. При этом, подражая, учатся у сверстников тому, чего не умеют сами.

В условиях детского сада исчезает установка «Я — МОЕ», актуальной становится установка «НАШЕ — ОБЩЕЕ». Ребенок делится игрушками, помогает сверстникам, если они еще не научились, одеваться и раздеваться, объясняет правила игры тем, кто их не знает.

Большую роль в воспитании и обучении детей дошкольного возраста играет воспитатель. Он прививает им навыки самообслуживания, учит общаться с ровесниками и взрослыми. Под руководством воспитателя в процессе игровой и познавательной деятельности, наблюдений за природой и окружающим миром дети приобретают знания, умения и навыки, необходимые для их всестороннего развития. Содержание, цели и задачи работы с детьми воспитатель планирует с учетом их возраста.

  • В-четвертых, преимуществом пребывания ребенка в детском коллективе является избавление его от эгоцентрических установок. Эгоцентризм ребенка проявляется как стремление судить обо всем происходящем исключительно со своей позиции и отрицать все, что не отвечает собственным интересам. Дошкольники, чье развитие происходит в условиях детского сада, способны учитывать позицию и мнение другого уже в 4—4,5 года, а при домашнем воспитании эгоцентрические установки исчезают только к 5—6 годам, а иногда сохраняются и до 7—8 лет.

Вот пример из письма молодой мамы:
«Мой сын не ходит в детский сад. Мы с мужем решили, что лучше я буду сидеть с ним дома. Так ребенок избежит болезней и будет всегда ухожен. Но в последнее время у меня стали возникать проблемы с воспитанием Сережи (ему четыре года). Перестал слушаться, предъявляет различные требования типа: «Купи то, купи это», «Я не хочу это делать», «Дай мне...». На улице не может нормально играть с другими детьми, навязывает свои условия, а если ребята не соглашаются, в ход идут оскорбления и угрозы, да такие, что мне становится стыдно за сына. Никогда ни с кем не поделится, даже с нами, родителями. Я думала, что правильно его воспитывала, а теперь сомневаюсь в этом. Растет он эгоистом. Помогите, пожалуйста, найти выход из создавшейся ситуации. Может быть, сказывается домашнее воспитание, когда поначалу мы многое ему позволяли, а потом старались не обращать внимания на капризы, так как думали, что с возрастом это пройдет».

Начну с того, что задам вам вопрос: "Довелось ли вам в детстве ходить в садик и помните ли вы свои чувства?".

Я очень хорошо помню, что происходило со мной каждое утро в раздевалке садика.

Зачастую ребенок приходит в уже сформированную группу и естественно, первое время с ним никто не хочет делиться. А если малютка еще не умеет хорошо говорить, дети и вовсе могут его игнорировать. В результате, ничего удивительного, что ребенок не хочет идти в садик.

В такой ситуации нужно внимательно присмотреться к малышу. Как он ведет себя дома? Если вдруг на свои просьбы или замечания вы услышите: «Ты плохая» — скорее всего он услышал это от детей в детском саду.

Не повезло с воспитателем

Такие случаи конечно встречаются. Очень часто дети боятся рассказать своим родителем, что воспитатель применил грубость в отношении его персоны. В связи с этим ребёнок испытывает ежедневно эмоциональные потрясения и естественно ходить в садик он не хочет.

Попробуйте узнать истинную причину через игру с ребёнком. Поиграйте в детский сад, пусть садик ходят куклы, мишки кто угодно, пусть ребёнок выберет персонажа, который будет воспитателем. В ходе игры проанализируйте поведение воспитателя.

• регулярное чередование активных игр и спокойных занятий с отдыхом;

• участие родителей в жизни детского сада;

• регулярное проведение родительских конференций (собраний) с привлечением персонала детского сада;

• элементы новизны и оригинальности в программах детского сада;

• постоянно действующие программы повышения квалификации персонала.

Из приведенного перечня шесть пунктов — более трети выдвигаемых требований — касаются установок и умений персонала детского сада.

Дети обостренно чувствуют настрой и отношение к ним работающих в детском саду людей. Они моментально распознают недоброжелательность, неискренность и отвечают тем же, то есть лишением своей любви и уважения. Поэтому, если не только ваш ребенок, но и другие воспитанники отрицательно относятся к кому-либо из персонала, дело не в их невоспитанности, а в самом воспитателе.

Часто в категорию нелюбимых попадают те воспитатели, которые, чрезмерно опасаясь за жизнь и безопасность своих воспитанников, неразумно ограничивают их свободу и активность. «Прекрати бегать!», «Куда ты забрался?», «Перестаньте размахивать палками!». «Гуляем только на участке!», «Что еще за игру вы придумали?», «Кто разрешил?» — вот типичные выражения, которые свидетельствуют о страхе перед личной ответственностью работников за вверенных им детей.

Малыши двух-трех лет обычно достаточно легко подчиняются, а вот среди детей постарше обязательно найдется свободолюбивая личность, которая не станет мириться с подобными ограничениями. Такие дети могут устраивать побеги из сада, что еще больше осложняет их взаимоотношения с воспитателями.

Встречаются случаи, когда воспитатели подавляют активность отдельных детей с помощью наказаний: малышей выставляют в раздевалку, если они разговаривают во время тихого часа, насильно кормят, если они не успевают за другими или отказываются от еды, и т. д. Такое поведение воспитателей также отбивает у детей желание посещать детский сад.

В последнее время все чаще и чаще сотрудники детских дошкольных учреждений обращаются ко мне за консультацией по поводу детей, напоминающих своим поведением улиток или раков-отшельников, живущих в своих замкнутых мирках и реагирующих на попытки взаимодействия с ними уходом в свои «скорлупки». Они не нуждаются в коллективном общении, ведут себя обособленно, не имеют друзей. Причиной происходящего является так называемое детское одиночество — вещь довольно страшная и, увы, распространенная. Многие родители, решая материальные, профессиональные, личные и другие проблемы, предоставляют малыша самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним вопросами ухода.

Нередко такого ребенка прекращают водить в сад, так как он не вписывается в коллектив сверстников.

А каково мнение мамы мальчика. Она рассказывает, что на летний период ее сына перевели в другую группу. Но мальчик категорически не желает ходить туда, так как ему не нравятся новые воспитатели. Проблему решили при помощи бабушки, которая на все лето забрала внука к себе на дачу. А с осени он снова вернется в свою группу к прежним воспитателям.

Сереже 6 лет, и ему не нравится ходить в садик потому, что там нужно спать днем, и там наказывают за шалости. И еще - никто из детей не хочет с ним играть.

Его мама рассказывает, что недавно они поменяли детский сад, и ее сын не сразу смог обрести новых друзей. Родители эту проблему решили тем, что стали забирать сына домой сразу после того, как дети пообедают.

А каково мнение психолога по поводу всех отговорок, которые дети придумывают, чтобы не идти в садик? Или может это не просто отговорки?

     - Вот и хорошо. Пойдём.

     - Не пойдём. Хорошенького понемножку.      

     - Почему?

     - Потому. Мне в туалет захочется? Не смогу до дома терпеть.

     - Зачем терпеть? На работе есть туалет. Ты же видела.  

Не поддавайтесь на капризы ребенка, проявляйте твердость в занятой позиции: ничто не поможет потом, если вы, несмотря на плач и жалобы, довели ребенка до детского сада, но в последний момент сжалились и оставили его дома. Ребенок поймет, что слезы – это надежное оружие, и с еще большим рвением будет устраивать показательные выступления.

Но если малыш так и не сможет принять новую обстановку, не стоит сильно переживать по этому поводу. Водите ребёнка в различные кружки, детские студии, спортивные секции. Там он тоже научится общаться и с детьми, и со взрослыми. Помните, что малышу не требуется никакого такого "развития", ради которого приходилось бы отрывать его от мамы, когда он к этому не готов.

Не стоит «ломать» ребёнка. Прислушайтесь к нему. Если ребёнок категорически против сада, то нужно обязательно найти другой выход. Иначе малыш будет чувствовать себя несчастным человеком, от которого ничего не зависит, будет чувствовать себя преданным нами, родителями. Эта душевная боль останется с ним на всю жизнь и будет отрицательно влиять на него.

Этот вопрос очень важен для воспитания малыша, ведь ребёнок ходит в детский сад почти каждый день на протяжении нескольких лет. А именно в эти детские годы формируется его характер и отношение к жизни. Поэтому, это время должно запомниться малышу, как самое радостное и счастливое.

Наверх