» » Ребенок болезненно реагирует на замечания

Ребенок болезненно реагирует на замечания

Темперамент ребенка - Развитие и воспитание - Родителям - Каталог статей

ОЗОРНИК ИЛИ ПЛАКСА?

[/b].темперамент ребенкаОдни дети от природы спокойны и медлительны, другие — энергичны и самостоятельны. Кто-то на замечания и наказания взрослых реагирует криком, другой — плачем, третий — замыкается в себе, а четвертый — просто не обращает на них никакого внимания. В чем причина таких различий? А причина действительно есть, и название ей —

Тест

Кто ваш ребенок по темпераменту?

Ребенок болезненно реагирует на замечания

Ольга Леонтьева.
Мария Анатольевна, мне рассказали, что вы проводите тренинг, на котором
предлагаете участникам вспомнить о своих детских переживаниях,
вызванных отношением взрослых. И что потом многие начинают видеть, как
повторяют ошибки тех, кто воспитывал их самих. А как появилась идея
такого тренинга?

Мария Ступницкая.
Идея родилась из реальной ситуации: в классе нарастал конфликт
опытнейшего педагога с новым учеником, который неадекватно, по мнению
учителя, реагировал на его замечания. Естественно, мы сначала
поговорили с учителем. Постарались объяснить, что ученик, который не
реагирует (а точнее, так реагирует!) на замечания, – бьется за
лидерство в классе, поэтому и воспринимает каждое слово так болезненно.
Учительница кивала, соглашаясь, но изменить свое отношение к ситуации
не могла.
И тогда мы решили, что, может быть, и ей, и другим педагогам школы
будет легче почувствовать состояние детей, если свои собственные слова
они услышат ушами ребенка – ведь недаром говорят: «Правда – не в устах
говорящего, а в ушах слушающего». Мы предложили коллегам вернуться в
детство: вспомнить свои школьные прозвища, имена друзей и подружек,
возлюбленных, клички, которые мы давали любимым и нелюбимым учителям… А
потом все вместе говорили о том, за что нас в детстве больше всего
ругали: за пустую болтовню, записочки, подсказки и списывание, смех на
уроках… Масса воспоминаний, целая буря эмоций.

О.Л.
И что же вспомнилось?

Основные причины детских неврозов

В чём же причина возникновения неврозов у детей? Психологи и психиатры утверждают, что основная причина неврозов детей – неправильное воспитание. Например, если ребенку твердят день ото дня что он «неисправимый разгильдяй и оболтус», то он сам начинает в это верить. Но сначала внутри ребёнка происходит конфликт, он пытается доказать, что совсем не такой плохой, но взрослые этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. И если он не в силах приспособиться под требования взрослых, то будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. Впрочем, и приспособление, и сопротивление неизбежно ведут к повышенному нервному напряжению, и если родители не поменяют «воспитательную политику», не увидят в ребёнке личность, то у него неизбежно возникнет детский невроз.

  1. Молчание. Молчать не стоит. Во-первых, вы будете выглядеть нелепо и жалко. Во-вторых, критикующий может подумать, что вам просто нечего сказать, и будет считать себя правым. В-третьих, некоторых молчание сильно раздражает и злит, так что человек может попытаться вывести вас на конфликт.
  2. Оправдания. Некоторые, опешив, начинают оправдываться. Так делать тоже не стоит. Оправдания, во-первых, никому не нужны и неинтересны, так что слушать их критикующий захочет вряд ли. Во-вторых, вы автоматически займёте самую низшую позицию и будете выглядеть, как ребёнок, которого родители наказывают за шалости. Вам всё это абсолютно не нужно.
  3. Контратака. Лучшая защита – это нападение, но критика – это не тот случай. Не пытайтесь обвинить критикующего в ответ, это вам абсолютно ничего не даст, а вот оппонент непременно захочет ответить на ваши обвинения, что может спровоцировать конфликт. Если вам это и нужно, то, в принципе, можно выбрать такой способ реакции. Но в данном случае вы должны быть абсолютно уверены в том, что в этом конфликте сможете привести веские аргументы в свою пользу и в итоге одержите победу над критикующим. В противном случае такой вариант не ваш.

Как реагировать на несправедливую критику?

Если в свой адрес вы слышите абсолютно необоснованные и неоправданные замечания, то можно выбрать один из следующих вариантов:

Порой трудно понять, разобраться сразу, предназначена ли данная телепередача, фильм, канал для детского просмотра. В некоторых странах каналы кодируют, передачи помечают специальными символами. В нашей стране этого нет (хочется верить, что пока нет), поэтому вся ответственность ложиться на ваши плечи. Найдите время, чтобы узнать, что смотрят ваши дети. И если вы не согласны с их выбором, и спор зашел в тупик, посмотрите эту передачу вместе, после чего не оставляйте ребенка одного заново переживать увиденное. Поговорите с ним, обсудите, услышьте его мнение об увиденном. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

Второй очень частой причиной детской агрессивности является семейная ситуация. Это агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни. Не приводит ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие. Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд. Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Любящим, по настоящему заботливым родителям очень важно понимать эти опасности и стараться, чтобы ребенок общался с людьми не в социальных сетях, а в реальной жизни, создавать для этого условия и влиять на выбор друзей. Но, увы, многие взрослые, стремясь облегчить себе жизнь, отказываются терпеть в своем доме приятелей ребенка, да и с ним самим не хотят лишний раз куда нибудь сходить, ссылаются на занятость и усталость.

[b]МОЖНО ЛИ ВОССТАНОВИТЬ КОНТАКТ?

йцук12.jpg

Нерешительность: В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

Проявление в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.

В физических действиях: боится прыгнуть с высоты.

Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.

Страхи: Конкретные: страх пылесоса, страх собаки, страх темноты, страх от порывов ветра.

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.

Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.

Тревога: В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движении: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит

Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремиться быть поближе к взрослым.

Петрова Вера Владимировна, семейный психолог Томск

мне кажется, что для более старшего возраста такие объяснения подойдут. А вот 6-леткам не очень...

Чтобы получать новые статьи,

Читайте также

Наверх