Ребенок думает о смерти

Ребенок боится смерти, страх смерти у детей

Часто ребенок боится смерти, не понимая, что это такое. И родители должны объяснить как к этому относиться, чтобы страх смерти у детей не стал проблемой.

- На данный момент нет научных данных, что суицид может передаваться по наследству. Другое дело, что ребенок, в семье которого произошло самоубийство, попадает в зону риска. Родители - ключевые и значимые фигуры, влияющие на поведение своих отпрысков. И если в семье произошел суицид, то это может повлиять на его мировосприятие, поведение. Дети как губка впитывают в себя мифы и легенды семьи. В пример хочется привести известного в прошлом рок-музыканта, лидера группы «Машина времени» Андрея Макаревича, который в своем автобиографическом произведении «Сам овца» написал: «Чем старше я становился, тем больше становился похожим на своего отца - внешне, походкой, манерой разговора, интонацией речи». Поэтому так часто происходит, что проблемы родителей дети переносят на себя, программируя себя заранее на несчастье. К примеру, я не один раз сталкивался с ситуацией, когда ко мне на прием приходил пациент и говорил: «У меня папа умер в 40 лет. Я думаю, что тоже так рано умру». То же самое происходит и в семьях, где кто-то из близких покончил с собой, - рассказывает «КП» заместитель главного врача, руководитель Минского городского центра пограничных состояний Сергей Давидовский.

Не стоит скрывать горькую правду от ребенка, который уже стал подростком

Может быть очень важно сказать нашим детям, что различные люди верят в разные вещи и что не каждый верит, как мы. Например, некоторые верят в жизнь после смерти, некоторые нет. Показывая наше принятие и уважение к убеждениям других людей, мы облегчаем для наших детей выбор убеждений, которые более поддерживают их, даже если они отличных от наших собственных.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАПРЕТОВ
Смерть — это табуированная тема, и даже те, кто имеет твердые верования, могут стараться избегать разговоров о ней. Когда-то смерть была неотделимой частью жизни. Человек умирал дома, в окружении любивших его. Взрослые и дети переживали смерть вместе, горевали вместе и поддерживали друг друга.

Сегодня для многих смерть становится более одинокой. Многие люди умирают в больницах, домах престарелых, где им обеспечен необходимый медицинский уход. Любящие их имеют очень мало удобных случаев быть с ними и упускают возможность разделить с ними последние моменты их жизни. Течение жизни становится изолированным от умирания. Следовательно, смерть становится дополнительной тайной и для некоторых дополнительным страхом.

Многие люди начинают понимать, что отношение к смерти как к табу приносит ущерб и умиранию, и самой жизни. Усилия, направленные на рост знаний и свободу общения в вопросах, связанных со смертью, создают возможность преодолеть табу.

Частью этих усилий является движение создания хосписов для детей и для взрослых, помогающих обустроить умирание дома в окружении любимых и любящих, домашних животных, любимых вещей. Родители могут бояться даже думать о смерти ребенка дома, но создаваемые сейчас в различных регионах России хосписы ставят перед собой задачу обеспечить возможность получения помощи и совета во всех нуждах, возникающих в семье в связи с болезнью и смертью близкого человека.

Для лучшего понимания того, что дети думают о смерти, необходимо изучить детское восприятие. Ученые находят, что два фактора влияют на представления детей о смерти: стадия их душевного развития и их опыт ( включая влияние окружения, этический, культурный, религиозный фон).
Мы должны осознавать, что смерть это естественное завершение жизни каждого из живущих. Печаль, сопутствующая умиранию, может быть лучше всего смягчена заботой друг о друге, если вы ухаживаете за больным или просто находитесь рядом.

СТАДИЯ ДУШЕВНОГО РАЗВИТИЯ
Исследования показали, что дети проходят через ряд стадий понимания смерти. Например, дошкольники, как правило, видят смерть как обратимую, временную и безличную. Наблюдения за героями мультфильмов в телевизионных сверхъестественных возвращениях после того, как они уничтожены приводит к усилению этих представлений.

С форума «Няни» (): «Сыну 7 лет. Его самого лучшего друга – колли Лару – вчера пришлось усыпить, она серьезно болела. Но сын знал и любил ее с самого рождения. Даже не знаю, как ему рассказать…

Знакомые в аналогичной ситуации сказал дочери, что отправили собаку на дачу, а через пару месяцев, когда она привыкла к разлуке, рассказали ей правду. Но девочка очень плакала: оказывается, она ждала окончания лета, чтобы любимец вернулся…» Ответ психолога: «Соберитесь с силами, подберите правильные слова и расскажите обо всем сыну. Возможно, стоит начать с того, что собака старенькая, что она почувствовала себя нехорошо, и ее положили в больницу».

Восприятие смерти

В зависимости от возраста ребенок по-разному воспринимает смерть. По наблюдениям детских психологов, малышня относится к смерти как к чему-то далекому, чего не может случиться ни с ними, ни с близкими, а с подачи сказок и мультфильмов – еще и обратимому. По словам психолога Ольги Младовой, «до 5–7 лет дети еще не могут осознать смерть как нечто произошедшее «навсегда».

Лет с пяти малыши начинают понимать, что все живые рано или поздно умирают. Вместе с тем они продолжают относиться к смерти как к чему-то далекому, непосредственно их не касающемуся. Однако в дошкольном и младшем школьном возрасте воображение может нарисовать образ смерти – похожего на скелет Кощея или привидения с жуткой ухмылкой. Поэтому, не проговорив эту тему с ребенком, мы, возможно, обрекаем его на страшные сны и слезы среди ночи.

Ребята постарше, в подростковом возрасте, хорохорятся и пытаются перехитрить смерть, показывая, что им все нипочем. Чтобы доказать себе, что ничего не может случиться, некоторые начинают «испытывать смерть» – кто-то прыгает по гаражам, а кто-то перебегает дорогу прямо перед машинами. Другая часть подростков, наоборот, снижает физическую активность и слишком уж глубоко задумывается о смысле жизни вообще и собственной в частности.

Ребенок всегда сердится и чувствует себя виновным, когда теряет близкого человека. Он хочет быть уверенным в том, что и дальнейшем его будут любить и заботиться.

Ребенок может оплакивать потерю близкого человека длительное время, вплоть до подросткового возраста. Именно в этот период ему требуется понимание и возможность открыто говорить о своих чувствах.

Посещение ребенком умирающего родственника или его присутствие во время похоронной процессии зависит от возраста и желания самого ребенка. Родителям не следует принуждать ребенка, поскольку он сам должен быть готов к тому, что увидит и услышит.

Если ребенок потерял близкого человека:

  • заверьте его/ ее, что о нем/ ней и дальше будут заботиться;

  • объясните просто и понятно, что случилось;

  • позвольте принять участие в похоронах и поминках;

  • утешайте его/ ее, даже если сами горюете;

  • объясните причины смерти, расскажите о загробной жизни и поговорите на сопутствующие темы;

  • дайте возможность выражать мысли и вести себя, как хочется, а не так как это делают взрослые

  • пусть делает то, что и все сверстники. Попрощаться с покойным

  • хранить память об умершем

заверьте его/ ее, что о нем/ ней и дальше будут заботиться;

объясните просто и понятно, что случилось;

позвольте принять участие в похоронах и поминках;

утешайте его/ ее, даже если сами горюете;

объясните причины смерти, расскажите о загробной жизни и поговорите на сопутствующие темы;

дайте возможность выражать мысли и вести себя, как хочется, а не так как это делают взрослые

пусть делает то, что и все сверстники. Попрощаться с покойным

хранить память об умершем

Перед смертью одного из членов семьи родителям следует:

  • Подготовить ребенка к смерти близкого человека

  • Предоставить информацию о физическом, эмоциональном и умственном состоянии обреченного больного и право выбора посещения его в больнице

  • Позволить заботиться о больном

  • Находиться рядом с умирающим в последнюю минуту

  • Вести при возможности нормальный образ жизни

  • Заботиться, любить и выслушивать ребенка

Подготовить ребенка к смерти близкого человека

Анютка, как деятельный и активный ребенок, начала искать способы взять смерть под контроль. Деда Мороза мало. Этим летом, когда отдыхали на море, Анютка разразилась целой часовой речью-лекцией о здоровом образе жизни.

7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.

8. Бессонница.

 Как помочь

ВЫСЛУШИВАЙТЕ — «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

Если ваши дети чего-то боятся, помогите им преодолеть их страхи пока они маленькие, чем старше ребенок, тем сложнее подобрать правильную историю, потому что одни страхи накладываются на другие, переплетаются и спутываются в такой клубок, что и профессиональному психологу не разобраться.

Если же нужно не религиозное объяснение, то я заостряю внимание
на том, что смерть придет еще очень нескоро, через много лет, когда
мы будем старыми и усталыми. И я объясняю, что при этом мы перестаем
дышать, двигаться и чувствовать (без проведения аналогий со сном).
Если же поводом для разговора служит смерть ребенка, которого знал
мой юный собеседник, то я признаю, что бывают такие очень редкие
случаи, что какой-то ребенок очень сильно заболевает или попадает
в дорожную аварию и умирает, но я также подчеркиваю (тут главное
- не пережать, чтобы утешение не выглядело фальшивым бодрячеством),
что большинство людей не умирает, пока не достигнет очень-очень
старого возраста. Затем я усмехаюсь и, потрепав ребенка по плечу,
заявляю, что мы с ним будем жить еще очень, очень, очень долго.

Источник: Б. Спок "Проблемы родителей"

У меня шестилетний сын боялся в лифт заходить. Три года ходили пешком на восьмой этаж, пока страх сам не прошёл. У вашего это тоже должно пройти со временем. А если не пройдёт, то тоже есть со временем выход.
У меня в 12 лет племянник говорил маме ежегневно, что не хочет жить, и хочет умереть. Это в 12 лет, то.. . Вот это было посложнее.. .
Но решили проблему.

Наверх