Ребенок и детский сад

Детский сад. Нужен ли ребенку детский сад. Плюсы и минусы детского сада. Дети в детском саду. Занятия в детском саду. Отзывы о детских садах. Детский сад развитие.


<<< Статьи по детской психологии      <<<
Детский сад

Нужен ли ребенку детский сад? Плюсы и
минусы детского сада

Присмотритесь повнимательней к ребенку, он здоровый или все-таки больной?
Кажется, не то и не другое. Ваш малыш в особом "третьем состоянии" между здоровьем
и болезнью. Что-то сходное испытывали вы, когда были беременны. Но постоянно
находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра
ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Если
выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени вы позабудете о
негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня.
Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.

Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он,
по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой
адаптации у малыша.

Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс
у ребенка.

В огромной степени - отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан
с вами и мама - это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая
прекрасная на свете мама бросила его на произвол
судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым
нет до него дела.
И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя
не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает,
боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется
порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное
начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической
любви.

Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь... Но все это обычно
свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При
этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время и
ваш ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда
не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую
обычно прогнозируют у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать
в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования
их адаптационных механизмов.

Кстати,
мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем
девочки,
поскольку в этот период они больше привязаны к матери
и
более болезненно реагируют на разлуку с ней.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период
адаптации ребенка. В это
время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие.
А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам проще,
чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами
свою личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных
обстоятельств окружающей среды.

И вот вы именно в то время, когда ребенок остро в вас нуждается,
когда вам необходимо
щадить его ослабленную нервную систему, как будто бы специально, дополнительно
к психической нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливаете на плечи малыша
еще один тяжелый груз - груз адаптации к детсаду, не понимая, что все это "надорвет"
его. И часть детей и в самом деле "надрывается", о чем свидетельствуют
видимые изменения в обычном поведении ребенка.

Степень адаптации ребёнка к условиям детского
сада

В каждом детском саду есть уже свой отработанный алгоритм адаптации ребенка.
Чаще всего малыш привыкает к новой жизни по такой схеме:

  • чтобы ребенку было проще познакомиться с воспитателями и другими детьми,
    мама приводит его несколько раз на дневную и вечернюю прогулку. Очень важно,
    чтобы ребенок видел, как родители приходят за детьми;
  • первую неделю малыша приводят к девяти часам, чтобы он не видел слез и
    отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы
    ребенок был накормлен, потому что многие малыши отказываются кушать в
    непривычной для них обстановке;
  • первую неделю мама находится в группе вместе с малышами, чтобы он
    чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка
    домой;
  • вторую неделю малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в
    первую, но уже без мамы. Мама приходит к концу утренней прогулки, и ребенок
    обедает в ее присутствии;
  • третью и четвертую неделю ребенок уже может остаться на дневной сон.
    Родители могут забрать его сразу, как только он проснется.

По тому, как дети
приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные
группы.

Тяжелая степень адаптации-
дети, которые реагируют на перемену обстановки
нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные
заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Поведение ребенка:
Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в хучшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Hо
постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от
обстановки дома.

В огромной степени - отрыв от матери. Конечно же,
малыш неразрывно связан с вами и мама - это главное, что у него было, вернее,
есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его
на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей,
которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему
необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы
поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает
стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других
кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее
альтруистической любви.

Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации -
болезнь... Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной
адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило,
затягивается на длительное время и ваш ребенок приспосабливается к
организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем.
Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую обычно прогнозируют у ребенка
еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности
немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане
адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и
более болезненно реагируют на разлуку с ней.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который
может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые
ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, это не
всегда видим или не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше.
Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика
его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.

И вот вы именно в то время, когда ребенок остро в вас
нуждается, когда вам необходимо щадить его ослабленную нервную систему, как
будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет,
невольно взваливаете на плечи малыша еще один тяжелый груз - груз адаптации к
детсаду, не понимая, что все это "надорвет" его. И часть детей и в
самом деле "надрывается", о чем свидетельствуют видимые изменения в
обычном поведении ребенка.

Степень
адаптации ребёнка к условиям детского сада

Период адаптации к детскому саду — в основном, стресс для ребенка. Далеко не все дети быстро привыкают к незнакомой обстановке, а особенно — к отрыву от дома и мамы. Чем больше малыш привязан к матери, тем сложнее ему адаптироваться к тому, что каждый день какое-то время он будет проводить без нее, в новом коллективе. Как правило, сложнее привыкнуть к садику единственному ребенку в семье, которому до этого времени принадлежало всеобщее внимание. Детям, у которых есть братья и сестры, адаптироваться в к коллективе гораздо проще.


Критерии адаптации к детскому саду (разработаны институтом педиатрии):


Легкая степень адаптации.


К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. На¬строение бодрое, заинтересованное, в сочетании с ут¬ренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восста-навливается в течение двух недель при участии взрос¬лого. Речь затормаживается, но ребенок может откли¬каться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболе¬ваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

И назавтра приводил домой другого мальчика, а предыдущего даже не вспоминал.

Потребность в настоящей дружбе появляется ближе к подростковому возрасту, а дошкольнику достаточно периодически поиграть с кем-то из сверстников, даже не обязательно ежедневно. Он пока еще не вышел из круга семьи. Для него пока в семейном кругу самые главные отношения и самое главное общение.

Но сейчас нередко получается наоборот. Дошкольника вырывают из семьи и на целый день погружают в детский коллектив. Хотя и взрослому-то человеку тяжело с утра до вечера находиться в чужом обществе. Что же говорить о малыше, который быстрее переутомляется, легче перевозбуждается?! Чем труднее ему общаться с детьми и взрослыми, тем осторожнее следует дозировать это общение. Иначе поведение ребенка усугубится, и трудности будут расти, как снежный ком.

А в школе как будет?

Это вопрос задают всегда. Но ведь в школе, по сравнению с детским садом, гораздо более щадящие условия. Вы удивлены? — Судите сами. Нормально общаться, обходясь без конфликтов, ссор и драк, очень многие дошкольники и младшие школьники еще не умеют. Но в детском саду малыши проводят практически целый день, а в начальной школе — всего несколько часов. При этом в школе они постоянно заняты и находятся «в свободном полете» только на переменах. В детском саду же, наоборот, целенаправленные занятия длятся недолго. Большая часть времени отводится на игры и прогулки. А воспитательница физически не в состоянии уследить за всеми, ведь дети в группе человек 20-25. Кого-то непременно начинают обижать, дразнить. Другие тоже не прочь «поддержать компанию». Поэтому чувствительному, обидчивому ребенку в саду приходится очень туго. И требовать от него, чтобы он себя переделал, просто глупо. Гораздо умнее будет не ставить ребенка в такую тяжелую психологическую ситуацию. Получить навыки общения, которые пригодятся ему в школе, он сможет, играя время от времени с детьми ваших приятелей или посещая пару раз в неделю какую-нибудь студию, благо их сейчас для малышей полно в каждом городе.

Кому сад не противопоказан?

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы
она образовала маленькие комнатки, в которых
дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо,
если в группе будет небольшой “домик”, где
ребенок может побыть один, поиграть или
отдохнуть. Сделать такой “домик” можно,
например, из детской кроватки, обтянув красивой
тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с “домиком” разместить живой
уголок. Растения и вообще зеленый цвет
благоприятно влияют на эмоциональное состояние
человека.

В группе необходим и спортивный уголок, который
удовлетворял бы потребность детей 2—3 лет в
движении. Уголок следует оформить так, чтобы у
ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы
выразить четко свои чувства и эмоции.
Невыраженные эмоции (особенно негативные)
накапливаются и в конце концов прорываются
слезами, которые со стороны выглядят
непонятными, потому что никаких внешних причин
для такого проявления эмоций нет.

Психологи и физиологи установили, что
изобразительная деятельность для ребенка не
столько художественно-эстетическое действо,
сколько возможность выплеснуть на бумагу свои
чувства. Уголок изотворчества со свободным
доступом детей к карандашам и бумаге поможет
решить эту проблему в любое время, как только у
малыша возникнет потребность выразить себя.
Особое удовольствие доставляет детям рисование
фломастерами-маркерами, оставляющими толстые
линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком
и водой. Такие игры имеют большие развивающие
возможности, но в период адаптации главным
является их успокаивающее и расслабляющее
действие.

И уж к слову: может быть, стоит дать воспитателям (если вы им достаточно доверяете) добро на некоторые педагогические эксперименты, особенно если вы в доме делаете то же самое. Допустим, если ваш ребенок в садике не ест, и педагогу приходится его кормить насильно, можно "позволить" и не кормить. Не ест - значит, не хочет. Пусть поголодает, потом будет есть…

Приходя за ребенком, присматривайтесь не только к тому, с кем и как играет ваш ребенок, но и как общается с детьми педагог. Можете несколько раз прийти за ребенком "в неурочное время" - и если порой из-за двери слышен крик педагога, причем не раз и не два, и к тому же это подкрепляется неоднократными обоснованными жалобами ребенка - делайте выводы.

Помогайте малышу одеваться, не торопите его. Чаще подбадривайте: «Скоро станешь большой, как папа/мама и будешь все уметь сам, видишь ты уже умеешь сам одевать шапку, ты у меня совсем взрослый!».

Будьте внимательны к жалобам ребенка. Если малыш жалуется на воспитательницу и не хочет идти в садик именно из-за нее, не спешите бежать к директору и устраивать скандал. Осторожно расспросите ребенка, что именно его не устраивает, только не задавайте ему наводящих вопросов («Кричит?», «Наказывает?»). Вполне возможно, что ребенок немного хитрит и фантазирует, такие методы свойственны детской психологии в раннем возрасте. Поговорите с воспитательницей — не предъявляя претензий, просто обсудите поведение и воспитание ребенка. Скорее всего, вы сможете сообща исправить ситуацию.

Впрочем, можно устроить воспитательнице вполне невинную проверку, пару раз забрав ребенка в неурочное время. Присмотритесь, как она общается с детьми, когда родителей нет рядом. Если действительно имеет обыкновение повышать голос или срываться на подопечных, и в самом деле лучше ребенка перевести в другую группу садика.

adaptation.jpgЕсли малыш выглядит измотанным и нервным после дня, проведенного в детском саду, не спешите паниковать, это естественно для первого времени. Многие дети становятся поначалу капризными, плаксивыми — они еще не готовы к такому обилию новой информации и эмоций. Привыкнет. Не ругайте его за плохое поведение в первые дни, за незнание или нежелание выполнять правила детского коллектива. Маленькому человечку нелегко себя контролировать целый день. Не все сразу. Позвольте ребенку выплеснуть эмоции, пошуметь, пошалить и побегать вечером, вреда от такой разрядки не будет. Пройдет совсем немного времени, и ваш малыш освоится в новой обстановке, заведет себе новых друзей и по утрам будет бежать к ним с той же радостью, что и по вечерам — в ваши объятья!

Самое опасное из того, что может произойти, если ребенка отдали в детский сад насильно, когда он еще не был психологически готов к этому, — ломка социальной эмоциональной привязанности. Последствия этой психологической травмы остаются на всю жизнь. Малыш рыдает каждый день, не хочет идти в садик, часто болеет, цепляется за маму — а его все равно отводят и ждут, что он привыкнет...

И вдруг в какой-то момент ребенок неожиданно перестает плакать, иногда при этом уходит в себя, ничего о садике не рассказывает, может вообще перестать замечать, что мама за ним пришла. Родители и воспитатель радуются — привык, а у него на самом деле «сломалась» эмоциональная связь с мамой. Умение устанавливать теплые, доверительные, близкие отношения у него пострадало. Потому что раз уж маме верить нельзя, раз она его бросает, то как можно доверять кому-то еще?

Некоторые взрослые люди, пережившие нечто подобное в детстве, сознательно или бессознательно выбирают одиночество — только бы не испытать больше никогда той боли и того ужаса от разлуки с любимым человеком.

Наверх