» » Легко ли быть юным дарованием

Легко ли быть юным дарованием

Евгений Игоревич Кисин (Evgeny Kissin)

Евгений Кисин (Evgeny Kissin)

О Евгении Кисине широкая публика впервые узнала в 1984 году, когда он сыграл с оркестром под управлением Дм. Китаенко два фортепианных концерта Шопена. Событие это имело место в Большом зале Московской консерватории и произвело подлинный фурор. О тринадцатилетнем пианисте — ученике шестого класса средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных — сразу же заговорили как о чуде. Причем заговорили не только легковерные и малоискушенные любители музыки, но и профессионалы. Действительно, то, что делал за роялем этот мальчик, очень походило на чудо...

Женя родился в 1971 году, в Москве, в семье, можно сказать, наполовину музыкальной. (Его мать педагог ДМШ по классу фортепиано; старшая сестра, тоже пианистка, училась в свое время в Центральной музыкальной школе при консерватории.) Поначалу решено было его от музыкальных занятий освободить — хватит, мол, у одного ребенка не было нормального детства, пусть будет хотя бы у второго. Отец мальчика — инженер, почему бы ему, в конце концов, и не пойти тем же путем?... Однако случилось по-иному. Еще совсем малышом Женя мог часами, не отрываясь, слушать игру сестры. Потом стал напевать — точно и чисто — все, что попадало ему на слух, будь то фуги Баха или рондо Бетховена «Ярость из-за потерянного гроша». В трехлетнем возрасте он начал что-то импровизировать, подбирать на рояле полюбившиеся ему мелодии. Словом, стало совершенно ясно, что не учить его музыке — нельзя. И что инженером ему быть не суждено.

2
Что нужно для успешности: 1. Уметь выразить себя. 2. Уметь грамотно говорить; поддержать разговор. 3. Быть корректным в любой ситуации. 4. Быть компетентным во многих вопросах. 5. Уметь представить себя. 6. Быть уверенным.

3
Как грамотно задать вопрос: 1. Продумывайте тему вопроса: что Вы планируете узнать в ответе. 2. Четко формулируйте вопрос: избавьтесь от посторонних слов, которые могут затруднить понимание смысла. 3. Помните о корректности. 4. Чтобы задать второй вопрос, дождитесь, когда ваш оппонент полностью ответит на первый. 5. Если есть возможность, вопрос лучше приготовить заранее, а также записать.

Кажется, что сейчас появилось много одаренных детей. И это впечатление возникает не случайно. В наши дни существуют огромные возможности проявить одаренность и развивать ее: нет проблем с литературой для занятий, с учебными пособиями, с канцтоварами: они разнообразны и доступны; создано много детских студий для развития самых невероятных способностей, большой выбор образовательных программ, по которым занимаются с детьми педагоги.

Классическая психология считает, что о какой-либо одаренности ребенка можно говорить с 7 лет. И это не случайно. К семи годам у ребенка обычно намечается стабильность в развитии. Именно поэтому все методики, направленные на определение одаренности, рассчитаны на 6-7-летних детей. До семи лет обычно говорят о скачкообразном развитии: скачок, т.е. вспышка неординарности, потом возможно плато, т.е. затухание, потом опять скачок. Причем эти скачки происходят у разных детей в разное время. Но для развития одаренности после семи лет существует другая проблема: в 7 лет ребенок идет в школу, а там как раз строгий учебный процесс может ограничить творческую одаренность. Получается, что школьная система уравнивает детей и в то время, когда одаренность могла бы расцветать пышным цветом, она становится помехой для успешного обучения. К тому же семилетний возраст - это период кризиса, для которого характерно неверие в свои силы. А новая жизненная ситуация - поступление в школу - не способствует, конечно, ни творчеству, ни развитию одаренности. Можно сказать, что творческая одаренность к семи годам точно будет снижена, что она потухает.

      Ганс Селье сумел кратко описать основные приемы развития интуиции:

  1. Ясно формулируйте свои вопросы.
  2. Помогайте себе направлять свои мысли. При этом полезно чередовать теоретическую, экспериментальную деятельность и полное "расслабление мысли" — спорт, физический труд.
  3. Обсуждайте ваши идеи с другими. Полезно объяснить ваши проблемы людям, которые с ними мало знакомы (преподавание). Это позволит обойтись без затуманивающих идею формул и свести все к самым простым и существенным аспектам.
  4. Стимулируйте ваши асссоциации по принципам сходства и контраста.
  5. Делайте краткие записи, даже в "неподходящей" обстановке (транспорт).
  6. Откладывайте в сторону проблему, если упорное "вымучивание" не помогает (опять спорт, физ. труд и т.п.).
  7. Извлекайте пользу даже из неприятностей. Некоторые идеи пришли к их авторам во время болезни (А.Эйнштейн создал Специальную теорию относительности).


Творческому (интуитивному) мышлению мешают: умственное и физическое истощение, мелкие раздражения, шум, обеспокоенность домашними или денежными проблемами, депрессия, озлобленность, работа по необходимости. Особенно несовместимы с наукой политика и бизнес.

      Творческая кухня Тома Вуджека
Для уходящего XX века характерно обострение интеллектуальной конкуренции, особенно в "наукоемких" видах промышленности.
Всем знакомы результаты "японского чуда" — неожиданного на первый взгляд расцвета науки и техники в Стране восходящего солнца. Однако еще в начале века министерство просвещения Японии заказало немецкому физико-химику, лауреату Нобелевской премии В.Оствальду книгу "Великие люди", в которой с детских лет прослежен путь в науку великих ученых и даны их психологические характеристики . С этого обобщения мирового опыта началась перестройка системы образования в Японии, которая привела к таким поразительным результатам.
Из самых последних книг, посвященных совершенствованию интеллекта, следует отметить вышедшую в Канаде в 1995 году работу Тома Вуджека "Как создать идею" . Первая книга этого автора, специалиста по компьютерной анимации и "мозговому штурму" — "Тренировка ума" — была переведена на 12 языков. В своем новом труде Том Вуджек суммировал все известные способы активизации мышления — от древних приемов популярного среди западных ученых-естественников Дзэн-буддизма до использования компьютера в качестве стимулятора интуиции. Книга написана простым языком, в "кулинарном" стиле; даже ее простое прочтение, как мне кажется, "освежает" мышление.       Ниже приведены некоторые из собранных Т.Вуджеком идей.

      Процесс сбора идей

— Помню, лечился у меня 22-летний бывший вундеркинд, — вспоминает Ольга Булах. — Уже в 8 лет мальчик играл в Большом зале консерватории. Бесконечные гастроли, аплодисменты и награды… А в подростковом возрасте, когда к напряженной работе присоединилась гормональная перестройка, он заболел шизофренией…

Иногда для вундеркинда самое тяжелое испытание — то, что у родителей появляются какие-то другие интересы. Так случилось с Никой Турбиной. Мама мечтала вырастить из девочки гения. Она всячески рекламировала ее стихи друзьям дедушки-писателя. Результат: в 9 лет у девочки вышла первая книга, награды посыпались как из рога изобилия, ее стихи были переведены на 12 языков… И вдруг все закончилось. Мама второй раз вышла замуж, снова родила, стала уделять Нике меньше внимания.

К тому же девочка выросла и перестала поражать зрителей контрастом между по-детски пухлыми щечками и взрослыми драматическими образами. «По улицам слона водили. Это была Ника Турбина. А потом слона бросили и забыли», — с горечью писала девушка. Дальше был путь в никуда: странный брак, алкоголь, наркотики. В 27 лет ее не стало.

— Людям, с малолетства привыкшим к восхищению окружающих, постоянно нужна подпитка успехом, — говорит Ольга Булах. — Они уже не в состоянии жить без этого наркотика. Без восторженных аплодисментов они теряют уверенность в своих силах. А страхи в России принято заливать алкоголем…

- Я ? Ян Непомнящий из Брянска. Паспорт, надеюсь, предъявлять не надо? Шахматами я стал заниматься в какой-то степени случайно. В семье у нас играли в эту игру, и я стал потихоньку «чтить традиции». В принципе, это не должно было зайти далеко. Но потом в одной из шахматных секций проходил набор, и меня привели к первому моему тренеру, Валентину Семёновичу Евдокименко, с которым я до сих пор поддерживаю очень хорошие отношения. А сейчас работаю с Сергеем Шиповым, он является моим тренером.

- Начинающий шахматист, как правило, учится на партиях известных и великих гроссмейстеров. Вы на чьих партиях учились?

Ученые пришли к выводу, что все дети любят умственный труд, у них у всех ярко выражена потребность в познавательной деятельности.
Совсем крохотный ребенок радуется новому звуку (не слишком резкому), новой цветной игрушке. С этого начинается умственная активность, из которой потом может родиться настоящая любовь к умственному труду.
Видели вы малыша, который не задает своих «почемучьих» вопросов? Эти «сто тысяч почему» вылетают из всех детей: «Почему солнышко светит?», «Почему дует ветер?», «Почему днем светло, а ночью темно?», «Почему автомобиль сам едет?» И даже: «Почему кот жмурится, когда я его глажу? В этих «почему» желание не только узнать, но часто именно поразмышлять, не просто получить информацию, а задать работу мозгам.
А любовь детей к загадкам!
Наблюдения за одаренными детьми и сравнение их с обычными показывают, что различие заключается главным образом не в том, что у последних «не хватает» познавательной потребности. Потребность в умственной деятельности, как уже говорилось, есть у всех детей. Дело, скорее, в том, что у большинства маленьких детей есть своего рода гармония потребностей: ребенку хочется и сказку послушать, и побегать, и посмотреть мультфильм. Обычные дети любят кататься на велосипеде, любят цирк и мороженое, любят стрелять из рогатки и играть в школу. И все любят задавать вопросы.

У одаренных же детей нередко наблюдается определенная диспропорция потребностей. Одна потребность – умственная – вырастает чрезмерно, подавляя все остальное. Многие одаренные дети отстают в физическом развитии. Они с трудом овладевают физическими навыками – в основном потому, что не чувствуют к этому большой склонности. Возможно, что некоторое отставание других потребностей – в общении, в движении и т. д. – служит благоприятным фактором для развития одной – умственной – потребности.
Некоторые такие дети с возрастом меняются, у них появляется интерес к общению, к спорту, а некоторые так и остаются «умными старичками», несчастными «чудо-детьми». И может быть, правы мамы многих этих детей, когда вместе с гордостью испытывают тревогу: каким будет их «необыкновенный» ребенок в жизни, не будет ли он «неумеха», ничего не видящий и не знающий, кроме книжек.
Да, у маленьких детей у всех (практически без исключения, если иметь в виду здоровых детей) есть потребность в умственной деятельности. И именно благодаря этой познавательной потребности ребенок чрезвычайно быстро овладевает человеческим опытом.
Один греческий философ считал, что основной обязанностью учителя является «научить ребенка задавать вопросы». Но философ все же был не совсем прав. Ребенка не нужно учить задавать вопросы – важно не подавить у него это желание, а укрепить, развить и превратить в Призвание.

Познавательная потребность есть у всех. Но сколько учеников в школе не хотят, не любят учиться! («Ничего не хотят знать», – жалуются учителя). Сколько взрослых – «ленивы и нелюбопытны»!
В чем же дело? Почему у одних людей – людей, как говорят, творческих – умственная активность проявляется ярко, свободно, празднично, а у других...
Наблюдения и эксперименты с детьми, не имеющими на первый взгляд познавательной потребности, показывают, что познавательная потребность у них есть, но она ушла в сторону, далеко от главной дороги.
Мальчишка-двоечник, которого дружно ругают все учителя («ничем не интересуется», «один футбол на уме»), упорно пытается разгадать механическую головоломку и просит: «Ты только не подсказывай». Медлительный, вялый, вечно сонный мальчик, который, как хором уверяют учителя, просыпается только со звонком на перемену, – этот мальчик, оказывается, оживает при слове «марки» и благодаря этой страсти накопил обширные познания по географии, этнографии, биологии.
Попробуйте провести с детьми «естественный» эксперимент. Загадайте им загадку, предложите хитрый вопрос (но такой, чтобы он по видимости не был связан со школьной программой) – и в классе все будут любознательными, никто не останется равнодушным.
Бывают, хотя и очень редко, дети, которых невозможно расшевелить, у которых очень трудно вызвать умственное удивление. Многие ученые считают, что в анамнезе этих детей обязательно имеется определенная психическая травма; она и вызвала такое резкое снижение познавательной потребности.

Из всего, что здесь говорилось, можно сделать по крайней мере два вывода:
1. Потребность в познавательной деятельности – это потребность в работе ума, радость от умственного труда.
2. Познавательная потребность присуща всем здоровым людям – взрослым и детям.
Но тут мы подошли к главному.
Познавательная потребность есть у всех, тогда почему же все-таки многие дети не хотят, не любят учиться?
Почему есть взрослые, которые засыпают над книгой, а по телевизору смотрят только развлекательную программу?
Почему, наконец, у одних умственная активность выражается в научной страсти, а у других в любви к кроссвордам или детективам? Что стало причиной?
Познавательная потребность есть у всех и... не у всех

Что такое познавательная потребность? «Три кита» познавательной потребности
Познавательная потребность далеко не сразу приобрела «права гражданства». Долгое время ученые считали, что эта потребность лишь «обслуживает» все другие. Нужно есть, а пищу надо найти, узнать, где она находится, как ее достать, – вот и возникает познавательная потребность. Кто друзья, кто враги, чья территория – опять познавательная потребность на помощь. Словом, голод, жажда, инстинкт продолжения рода, охрана потомства – познавательная потребность служит лишь средством их удовлетворения.
Независимость познавательной потребности от органических потребностей демонстрируют уже маленькие дети. Они ярко проявляют эту потребность (тянутся к игрушке, разглядывают окружающее) именно тогда, когда не испытывают ни голода, ни жажды, когда их ничто не беспокоит.
Независимость познавательной потребности от органических потребностей демонстрируют уже маленькие дети. Они ярко проявляют эту потребность (тянутся к игрушке, разглядывают окружающее) именно тогда, когда не испытывают ни голода, ни жажды, когда их ничто не беспокоит.
Сейчас психологи убеждены, что познавательная потребность – не «служанка» других потребностей, а самостоятельная, независимая наука индивида.
Средством удовлетворения познавательной потребности всегда является новое знание, новая информация.


Со следующего года Кирон перестанет посещать школу и будет учиться дома, чтобы иметь возможность сосредоточиться на живописи. Другая десятка его картин и акварелей будет продаваться в эту пятницу. Торги начнутся со 150 тысяч долларов, сообщает Mail Online.

shkolnik-po-prozvishhu-mini-mone-zarabotal-22-mln-za-20-minut_43193_5 (581x435, 101Kb)

– А вот пьеса «Китай», ты же не была в Китае?

– В Китае не была, но просто представляла.

А еще Джаннат призналась, что заниматься музыкой она любит больше всего, посвящает этому 5–6 часов в день, сочиняет каждый день и будет сочинять еще больше. Очень спокойная на сцене, в жизни малышка Джаннат – обычный ребенок со всеми свойственными ее возрасту проявлениями – озорством, стеснительностью, девчоночьей дружбой. Не случайно ее партнер по дуэту «Звездочка» и подружка Саодатхон Усманова, говоря о Джаннат, прежде всего отметила, что она очень веселая.

Доброе время суток всем! Я недавно сменила место работы, уйдя из практического здравоохранения в протезирование. Много нового о чем ранее и не задумывалась. Если кто то может поделиться знаниями о школе ходьбы, прошу помощи.

Наверх