» » Как определить готовность ребенка к детскому саду

Как определить готовность ребенка к детскому саду

Психологическая подготовка ребенка к детскому саду

Итак, вы решили, что пришло время отдать малыша в детский сад? К этому событию стоит хорошо подготовиться, как взрослым, так и ребенку. Особенное внимание необходимо уделить психологической подготовке крохи. Как именно, мы расскажем в нашем материале.

Что умеем?

Адаптироваться в детском садике малышу будет легче, если он уже освоил некоторые навыки самостоятельности. Итак, к времени похода в детский садик малышу необходимо уметь:


  • самостоятельно кушать ложкой, пить из чашки;

  • может самостоятельно одеваться и раздеваться или хотя бы снимает и одевает большую часть одежды;

  • просится на горшок, может обходиться без памперсов;

  • умеет играть со сверстниками без постоянного сопровождения взрослых;

  • у него достаточно развита речь, может попросить, сказать чего хочет.

Ребенок-меланхолик

Ребенок-меланхолик замкнутый, нерешительный и очень мнительный. Он редко выражает приятные эмоции. Этот ребенок прирожденный пессимист и постоянно чем-то недоволен. Часто ноет, хнычет или кричит во весь голос. Он постоянно требует внимания к своей персоне и проявляет недовольство, если родители просят его поиграть самостоятельно. Ребенок-меланхолик не любит никаких нововведений. Изменение распорядка дня, появление в его окружении новых лиц и даже новую еду, он воспринимает настороженно. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к переменам и принять их как должное. Он с трудом усваивает новую информацию и быстро устает.

Время пришло. Меланхолику детский коллектив не нужен. Он вполне комфортно чувствует себя дома в окружении взрослых, которые готовы удовлетворять все его капризы. Поэтому чем позже такой ребенок пойдет в садик, тем лучше. Если есть возможность желательно отдавать такого ребенка в садик не раньше 5-6 лет. Но вообще избегать детского сада и до школы сидеть дома не стоит. Желательно, чтобы ребенок-меланхолик до школы получил опыт общения со сверстниками и воспитателями (не рассчитывая на маму, которая всегда рядом).

Возможные проблемы. По утрам он будет устраивать вам настоящие концерты. Протестовать против похода в детский сад меланхолик обычно начинает еще с вечера. А когда вы наконец сможете вырваться из его цепких объятий, он может "мстить" воспитателям и другим детям за то, что мама все-таки настояла на своем и ушла на работу. Меланхолик будет отказываться засыпать и мешать другим детишкам в тихий час.

Тактика поведения. Меланхолику нельзя приказывать и силой вести его в садик. Любые категоричные обращения и отрицательные оценки провоцируют и без того вялые действия с его стороны. С таким малышом надо обсуждать предстоящие события, акцентируя внимание на положительных сторонах. Ваша задача - заинтересовать ребенка предстоящими переменами. Рассказывайте ребенку, как интересно ходить с садик. В крайнем случае, можно заключить с меланхоликом мирный договор: "Ты не плачешь утром и идешь в садик, а в выходные мы пойдем кататься на карусели" (возможны любые варианты в зависимости от предпочтений малыша).

Вы будете уверены и спокойны, а Ваша кроха быстро привыкнет к новому коллективу, ритму жизни, и будет чувствовать себя комфортно.

  •  Как он умеет общаться с другими детьми в группе

  • Слушается ли он взрослого и готов ли обращаться к нему за помощью

  • Умеет ли он ожидать своей очереди

  • Умеет ли самостоятельно кушать, проситься в туалет, одеваться и умываться.

    Психологическая готовность к детскому саду зависит от многих факторов: темперамента и характера Вашего ребёнка, особенностей среды, в которой он живет, от общения с мамой и папой.

 Как он умеет общаться с другими детьми в группе

  1. Понимать, что воспитатель – это взрослый человек и его необходимо слушаться. Домашние детишки, чаще всего воспитываемые без участия взрослых родственников, порой воспринимают указания лишь родителей, а чаще только одного родителя. Такой малыш в группе не реагирует на сборы к обеду или на прогулку, плачет и не участвует в педагогическом процессе.

    Для подготовки к тому, что скоро малышу придется внимать «чужому» человеку, лучше всего ненадолго оставлять его под присмотром подруги, родственницы, няни, а затем проводить «работу над ошибками». Главное, научить ребенка слушаться лишь тех взрослых людей, которых рекомендует мамочка, дабы не перегнуть палку в излишней доверчивости к окружающим.

  2. Правильно использовать предметы обихода. К трем годам ребенок должен уметь сидеть и садиться за стол, пододвигать стул, использовать большую и маленькую ложки по назначению. Самостоятельно кушать первые и вторые блюда, а так же пить из чашки. Малышей в группах государственных дошкольных учреждений порой больше 25 человек, и процесс докармливания происходит быстро, что негативно сказывается как на процессе пищеварения, так и на статусе ребенка в детском коллективе. Тех, кто хорошо кушает – хвалят три раза в день, и это крайне важно для развития «я» ребенка.
  3. Проситься в туалет, менять одежду ко сну, и участвовать в надевании верхней одежды и обуви на прогулку. В принципе проблем с туалетом у современных детей практически не возникает, случаются лишь редкие эксцессы во время дневного сна, но для их быстрого устранения есть и душевые в группах, и запасные комплекты белья под подушкой. Однако, если ваш ребенок склонен к энурезу или в игре может забыть попроситься в туалет, обязательно предупредите об этом воспитателя, и тогда, она обязательно будет тихонько интересоваться у малыша не пора ли ему в уборную.

    Переодевание детей младшей группы – занятие воспитателей и нянь, потому малыш должен лишь не мешать им в этом нелегком деле. А затем даже по возможности помогать. Потому собираясь на прогулку, не стоит для быстроты самой наряжать чадо полностью, лучше показать, как надевать шапку, шарф, варежки, а затем и более сложную одежду и несколько раз подождать, пока у малыша не появится навык.

  4. Активно взаимодействовать с другими детьми. Проблема адаптации в детском коллективе практически не встречается у малышей имеющих братиков и сестричек. Если же ребенок единственный в семье, ему сложно делить внимание взрослых с другими ребятами. Это может выражаться в капризах, истериках, либо унынии. Научиться с уважением, относиться к другим детям и не давать себя в обиду поможет посещение детских площадок, совместный отдых с друзьями, имеющими детей, а так же школы раннего развития.
  5. Уметь занять себя игрой. В детском саду есть официальное время на игры, а так же небольшие отрезки времени между занятиями, едой, прогулкой. Ребенок, что может сам развлечь себя, интереснее проводит в саду время, а так же становится лидером группы, тем, кто предложил игру, а не подтянулся к ней.

Понимать, что воспитатель – это взрослый человек и его необходимо слушаться. Домашние детишки, чаще всего воспитываемые без участия взрослых родственников, порой воспринимают указания лишь родителей, а чаще только одного родителя. Такой малыш в группе не реагирует на сборы к обеду или на прогулку, плачет и не участвует в педагогическом процессе.

    Ребенок-сангвиник

Это самый "подходящий" для детского сада темперамент. Он невероятно любопытен и постоянно нуждается в новых впечатлениях. Ребенок-сангвиник проявляет огромный интерес ко всему, что его окружает. Он прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте и мгновенно усваивает новую информацию. Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами. Ребенок-сангвиник не злопамятный - он быстро прощает и забывает обиду. Сангвиники - прирожденные лидеры и заводилы. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия.

. Как только ребенок-сангвиник замечает, что вокруг есть дети - он сразу нуждается в общении с ними. Сангвиники обладают врожденной готовностью к детскому саду. Поэтому, чем раньше вы отдадите такого ребенка в коллектив, тем лучше для всех.Время пришло

. Первое время сангвиник будет с радостью идти в детский сад. Но он быстро устает от однообразия. И если в саду дети предоставлены сами себе, то сангвиник быстро насытится и потребует новых впечатлений. И как только ему станет скучно ходить в садик, он обязательно продемонстрирует вам свое недовольство.Возможные проблемы

Питаниеподготовка ребенка к саду

Подготовка к детскому саду должна заключаться в приучении ребенка к правильному поведению за столом. Если дома во время еды он разговаривает, необходимо от этого отучить. Повторяйте знаменитую пословицу: «Когда я ем, я глух и нем».

Обязательно пересмотрите режим принятия пищи. Ребенок должен привыкать к четырехразовому питанию: завтрак, обед, полдник, ужин. Такая переориентация с дробного питания на полноценное  просто необходима, так как в детских садах кушать мало, но часто ему не позволят.

Одежда


Выходя на прогулку, проводите как можно больше времени среди детей на детской площадке, пусть малыш изучает здесь непростую науку общения, без которой ему будет очень трудно адаптироваться к детскому коллективу. Внимательно наблюдайте за тем, как ваш сын или дочурка строят отношения со сверстниками. И непременно обсуждайте с малышом возникающие споры и конфликты. Объясняйте ребенку, что нельзя толкаться, кусаться, обсыпаться песком. Рассказывайте, что необходимо помогать другим ребятам, что драка – не способ решения конфликта. Учите малыша решать споры мирным путем, договариваться, уметь объяснить свои чувства и эмоции. Кроха должен знать, что если он кого-то обидел, необходимо извиниться, попросить прощения. Объясняйте малышу, что нельзя брать без спроса чужие вещи… Все эти правила могут показаться вам простыми и понятными, но для маленького человечка многие привычные эталоны поведения – настоящее открытие! Может, он силой отобрал игрушку у мальчугана просто потому, что никто до сих пор не научил его делать это иначе? И если мы станем внимательно наблюдать за тем, как ведет себя малыш на детской площадке, то сможем легко заметить свои пробелы в воспитании и без труда их восполнить…

С ребенком в детский сад


Психологическая подготовка ребенка


Светлые, радостные рассказы мамы о прелестях детского сада, пожалуй, самый лучший способ подготовить к нему малыша. Говорите об этом много, часто, буквально каждый день! Наполняйте рассказ интересными подробностями, описаниями игр и увлекательных занятий. Но, конечно, не обманывайте кроху, не обещайте того, что заведомо невыполнимо. Очень важно, чтобы мама говорила искренне, чтобы в ее голосе малыш не чувствовал сомнения, неуверенности. Просто сами настройтесь на лучшее и убедите в этом ребенка! А вот если мама будет переживать, нервничать и даже плакать, представляя себе ужасы разлуки с малышом, вряд ли она сможет убедить кроху в том, что детский сад – хорошее место.


Рассказывайте малышу о том, какие интересные праздники и веселые утренники проходят в детском саду. Пусть кроха узнает, что на утреннике дети поют и танцуют для мам и пап, а мамы и папы смотрят на них и хлопают в ладоши. Может, у кого-то из ваших друзей и близких отыщутся записи таких мероприятий? Посмотрите их вместе с малышом: какие красивые у ребят костюмы, как весело танцевать и играть с Дедом Морозом, какие замечательные подарки получают ребята! Если у вас сохранились фотографии с ваших собственных утренников, посмотрите их вместе с малышом, расскажите ему о своих детсадовских воспоминаниях. Понятно, что все истории должны быть только позитивными!

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких .

2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность
действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он небыл свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых:
пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Неустойчивое — 2
балла

Подавленное — 1
балл

Как ребенок засыпает?

Быстро, спокойно
(до 10 мин.) — 3 балла

Лежит спокойно,
но долго не засыпает — 2 балла

Неспокойно — 1
балл

Используются ли дополнительные воздействия
при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да — 1 балл

Babyma

А ещё вам может быть интересно:

Ваш ребёнок не посещает детский сад (пособия)

Ваш ребёнок пошёл в детский сад (пособия)

Могут ли отказать в месте в детском саду из-за отсутствия Манту?

Основные положения СанПиН для детских садов

Наверх