» » Завышенная самооценка у ребенка

Завышенная самооценка у ребенка

Завышенная самооценка. Что делать?

К завышенной самооценке склонны те люди, которыми в детстве слишком восхищались и которым постоянно твердили об их чрезмерной уникальности и превосходстве над сверстниками. Но человек вырастает, а другие люди – это не родители, для которых свой ребенок будет самым лучшим. И они не всегда признают значимость такого человека, привыкшего к похвале. А он ищет этого признания, постоянно пытаясь быть идеальным.


Иногда, конечно, у человека с завышенной самооценкой, действительно, есть, чем гордиться. Это может быть красивая внешность, хорошая фигура, живой ум, лидерские способности, высокие достижения в какой-то сфере.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде. К примеру, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Тест «10 ступенек»

Смастерите с ребенком лесенку из 10 ступенек. Ее можно сделать из конструктора, склеить из бумаги или просто нарисовать. Теперь расскажите ребенку о правилах размещения на каждой из ступенек лесенки. На первой, самой нижней ступеньке размещаются самые плохие дети (грубые, вредные, капризные и т.д.), на самой последней, десятой ступеньке – самые лучшие (самые вежливые, воспитанные, добрые и т.д.). Чем лучше Самооценка ребенкаребенок, тем выше ступенька, на которой он располагается. После того, как ребенок усвоил правила, попросите его поставить человечка или нарисовать себя на той ступеньке, где, по его мнению, должен стоять он сам. Теперь самое время подводить итоги:

Нет ничего плохого, если у ребенка завышенная самооценка, гораздо хуже, если ребенок совсем не верит в свои силы, считает, что у него ничего не получится, все равно получит двойку.

Задача родителей максимальными усилиями создать условия для того, чтобы у ребенка была адекватная самооценка. Как это сделать?


1. Обращайте внимание на все поступки ребенка и реагируйте на них соответственно – хвалите за хорошие и порицайте за плохие (с помощью похвалы в детях закрепляется стремление быть хорошими и развивается чувство собственного достоинства).


2. Не давайте ребенку непосильных заданий. Постоянное пребывание в ситуации неуспеха формирует и закрепляет в детском сознании комплекс неполноценности.

Вот что советуют психологи родителям для повышения самооценки ребёнка:

  1. Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к ребёнку как к равному, последуйте его совету, даже если он далеко не лучший – это придаст уверенности ребёнку и ощущения значимости.
  2. Попросите помощи у ребёнка.
  3. Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях.

Отметим, что завышенная самооценка ребёнка – тоже проблема. Преодолеть её можно, если научите ребёнка:

  • прислушиваться к мнению окружающих
  • спокойно воспринимать критику в свой адрес
  • уважать чувства других детей, их желания.

Как понизить неадекватно завышенную самооценку.

Формируем адекватную самооценку ребенка

Если так случилось, что ваш ребенок, как «мальчик-звезда» из одноименной сказки, считает себя центром вселенной, и что мир вращается вокруг него. Если он сильно переоценивает свои способности, если он болезненно относится к критике, как к недопустимому проявлению неуважения к своей персоне, ему будет ой, как тяжело в школе.

Возможно, вы перехвалили своего ребенка, или просто избегали критики в его адрес. Что произошло, то произошло.  Теперь важно провести коррекционную работу, нацеленную на понижение самооценки до более адекватного ее уровня.

1. Щадящий метод «постепенного отрезвления».


Используют в отношении его слова
«тупой», «глупый», «надоел», «не
приставай», «нельзя», «отстань»;


Регулярно высмеивают, подчеркивают,
что он маленький и слабый;


Следят за каждым его шагом, делают
«правильные» замечания, не оставляют
наедине со своими мыслями;


Держат в ежовых рукавицах, не балуют
разговорами по душам, не отвечают на
его «дурацкие» вопросы, не гладят по
голове и не целуют…

Полезные советы:

Не пытайтесь кому-то что-либо доказывать, каждый человек прекрасен своей индивидуальностью. Поэтому не стоит выпячивать напоказ постоянно свои лучшие черты. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата, лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи. Поймите, что если у вас что-то не получилось, то это произошло по вашей вине, а не вине окружающего социума или обстоятельств.

Считайте аксиомой тот факт, что у каждого есть недостатки и постарайтесь принять то, что вы тоже не идеальны и что имеете отрицательные черты. Лучше уж работать над самосовершенствованием и исправлением недостатков, чем закрывать ни них глаза. А для этого научитесь адекватной самокритичности.

Заниженная самооценка проявляется в негативном отношении личности к самой себе. Такие индивиды склонны принижать собственные достижения, достоинства и положительные черты. Причины возникновения заниженной самооценки могут быть различными. Так, например, самооценка может понизиться вследствие негативного внушения социума или самовнушения. Также причины ее могут происходить родом из детства, как следствие неправильного родительского воспитания, когда взрослые постоянно говорили малышу, что он плохой или сравнивали с другими малышами не в его пользу.

Завышенная самооценка у ребенка

Если у ребенка самооценка личности завышенная и он замечает в себе только лишь положительные черты, то навряд ли ему в дальнейшем будет легко выстраивать отношения с другими детьми, вместе с ними находить решения вопросов и приходить к консенсусу. Такие малыши являются более конфликтными по сравнению со своими сверстниками и чаще «сдаются», когда у них не получается достичь поставленных результатов или целей, соответствующих их представлениям о себе.

  • Принимайте кроху таким, какой он есть.
  • Сравнивайте малыша только с самим собой — вчерашние изменения с сегодняшними; успехи и недостатки с его же достижениями и промахами.
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Давайте посильные задания и поручения, учитывая реальные возможности крохи. Усложняйте задания только тогда, когда малыш справится с предыдущими. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
  • Поощряйте инициативу, самостоятельность, искренне радуйтесь каждому, даже самому маленькому, успеху. Это вселяет в ребенка уверенность и окрыляет для новых достижений.
  • Воспитывайте веру малыша в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку, например: «Я знаю, что у тебя все получится!», «Если ты захочешь, то ты с этим легко справишься!
  • Верьте в свое чадо! Только оптимизм и вера родителей в успех порождают в ребенке чувство защищенности, повышают самооценку, вселяют уверенность в собственных способностях.
  • Предлагайте свою помощь только в тех случаях, когда малыш начнет чувствовать безнадежность поиска решения ситуации.
  • Помогите ребенку объективно взглянуть на свои способности, возможности, достоинства. Это будет способствовать гармоничному развитию его личности.
  • Анализируйте вместе с малышом негативные особенности его характера, его неудачи, делая правильные выводы. Иначе воспитаете ребенка-зазнайку с завышенной самооценкой, который будет болезненно реагировать на естественные трудности и проблемы, возникающие на жизненном пути, обвиняя во всем окружающих.
  • Учите малыша уважать себя.
  • Повседневно тренируйте с ребенком навыки общения, учите искренне радоваться успехам других.

Наверх