загрузка...

Когда идти в школу

В первый класс – в самый раз? В каком возрасте пора идти в школу | Здоровье ребенка | Здоровье

Сегодня все чаще готовность детей к обучению в школе в числе прочих специалистов оценивает и психолог. К его советам стоит прислушаться.

Российские педагоги не рекомендуют отдавать детей в школу ранее семи лет без консультации с психологом. Начало школьных занятий для неподготовленного ребенка станет "серьезным психологическим ударом" - заявляет профессор кафедры общей психологии Московского государственного педагогического университета Юрий Арзуманов.

Шестилетками считаются дети, достигшие возраста от пяти с половиной до шести с половиной лет. Их обучение ведется столь же интенсивно, как и обучение семилеток. В возрасте 6-7 лет не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки еще принадлежат дошкольному миру. Эти детки, безусловно, способны усваивать материал. Но у них еще сохраняется острая потребность играть. В подготовительных группах детского сада идет обучение, но в игровой форме, позволяющей дошкольнику без особого эмоционального напряжения учиться и развиваться. Школа с такой задачей полноценно справиться не может. Ведь в первую очередь необходимо дифференцировать класс на шестилеток и семилеток. Но учитель ведет себя одинаково по отношению и к тем, и к другим. А это пагубно сказывается и на здоровье детей, и на их психоэмоциональном развитии. Шестилетки в итоге перегружаются. Тогда, когда они еще не умеют полностью управлять своим поведением, им приходится примерно сидеть несколько уроков, не кричать, не бегать, не прыгать, поднимать руку всякий раз, когда у них есть ответ на вопросы педагога.

Конечно, не все так однозначно. Некоторые дети и до восьми лет сохраняют свою игровую мотивацию в силу каких-либо причин. А есть одаренные детки, которые и в пять лет настолько владеют собой, у них настолько развиты произвольность и чувство контроля за своими действиями, что им нетрудно просидеть над одним делом часа три. Дети развиваются неодинаково. И хотя многие родители смело отдают шестилеток в школу, некоторые семьи понимают, что для их детей школа в таком возрасте еще непосильна. Они вправе сами определить, готов ли их ребенок к школе. Отдавать в школу неокрепшего ребенка - это значит окончательно подорвать его здоровье. Врачи-гигиенисты, считают, что самые идеальные условия для первоклашек-шестилеток - детские дошкольные учреждения. Они наиболее приспособлены для режима учебы, отдыха, развлечения и питания первоклашек. В семилетнем возрасте ребенок физически более устойчив к воздействиям внешней среды.Практика показывает, что мальчиков стараются отдать в школу как можно раньше. Мотивы родителей ясны: они стараются просчитать все возможные шансы на поступление детей в вуз и на отсрочку от военной службы. А вот родители девочек, как правило, не торопятся - им хочется продлить ребенку детство. А вот родители девочек, как правило, не торопятся - им хочется продлить ребенку детство. Сложность заключается в том, что именно девочки по всем психофизиологическим законам созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо раньше, чем мальчики. Недоигравшие мальчики - горе для учителя и сплошные проблемы для самого ребенка.

Получается, что у любого родителя, когда бы ни родился ребенок (зимой, осенью, весной или летом), есть возможность выбирать между двух вариантов: в диапазоне 6,5-7,5 лет или 7-8 лет. Порой выбор стоит очень остро и осуществить его очень сложно.

Отправляя ребенка в школу раньше семи лет, важно помнить, что, как правило, у шестилеток есть особенности, которые необходимо учитывать. Эти дети, как правило, имеют более выраженную игровую мотивацию, не всегда эмоционально зрелы, меньшее время способны быть собранными и так далее. Кроме того, возможен некоторый социальный барьер — семилетки, которых, как правило, в классах подавляющее большинство, стремятся казаться самим себе и окружающим взрослыми, а значит и к шестилеткам зачастую относятся как к маленьким, что может стать существенным препятствием к успешной социализации ребенка. Здесь возможно закрепление двух ролей: или непринятого ребенка, или ребенка, с которым все всегда возятся и принимают за маленького.

Шестилетний ребёнок может вести себя очень непосредственно, т.е. он может на занятиях встать, подойти к соседу, может вообще сказать «я хочу домой» и выйти из класса. При этом образовательный процесс требует от него вовремя успевать на занятия, сидеть определённое время на уроках, не разговаривая и не отвлекаясь. Ребёнок  не может не подчиниться и возникает внутренний конфликт, который может вызвать психосоматические расстройства: капризность, раздражительность, нарушения сна, а так же могут возникать головные боли, боли в животе, тошнота. (Мы, на втором месяце учёбы, столкнулись с резкими болями в животе и 5 дней пролежали в больнице с подозрением на аппендицит. Но все анализы показали норму, т.е. проблема была чисто психологическая.)
Семилетний ребёнок уже в состоянии себя контролировать, он способен понять, зачем он пришёл в школу. Он умеет слышать и применять к себе требования учителя, адресованные всему классу. Есть ещё масса доводов в пользу семилетнего возраста.

Так какой же вывод? Во сколько лет идти в школу?

2. Недостаточная температура в учебных классах

  • сопоставлять звук и слово, которое начинается с этого звука;
  • читать слова из 2-4 слогов;
  • читать со скоростью 8-10 слов в минуту;
  • знать геометрические фигуры и сравнивать формы;
  • считать до десяти (и в обратном порядке), уметь добавлять и отнимать (очень простые примеры);
  • разбираться в цветах;
  • строить распространенные предложения (не обязательно хорошо выстроенные), рассказывать, что видит на картинке;
  • составлять простые пазлы;
  • читать наизусть стихи, петь песенки, проговаривать скороговорки;
  • разрисовывать, не выходя за контур;
  • писать печатными буквами.

Готовность № 3. Психологическая

Ну а теперь, о самом главном. Даже физически сильный и хорошо осведомленный ребенок может быть психологически не готов к регулярной познавательной деятельности. Поэтому стоит поговорить со школьным психологом.

Добрый день! Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Вопрос о том, во сколько лет идти в школу, также освещен в ФЗ. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

Во многих странах Западной Европы и Америки обучение в школа начинают с 5 лет, но я еще раз повторяю, что это не школы в нашем понимании. 

Наташа: 

Лилианна,я с такой проблемой не столкнулась именно потому,что моя дочь пошла в обычную школу.Правда в более сильный класс(их специально отбирали,один-более развитые дети,другой-послабее,чтоб в классах был примерно один уровень и не приходилось скучать умненьким и тащить отстающих).А в гимназиях не выше ответственность,там престиж выше.И туда многие хотят попасть,поэтому возраст вашего ребенка,просто способ отсеять лишних,гимназия то не резиновая.И всякие спецшколы тоже отсеивают деток не только по возрасту,но и по месту жительства даже.Одна моя знакомая хотела сына в математическую школу отдать,так там чуть не с линейкой на карте района вымеряли относится он к их району или нет. И берут там вообще с 8-ми лет,так мальчишка первый класс отучился с нами,а потом ушел в ту школу.

Лилиана: 

Внезапное изменение в поведении ребенка может быть связано
с обстановкой дома. Возможно, конфликт, произошедший среди родителей, или смерть
близкого человека. Если такая проблема существует, не пытайтесь обманывать ребенка,
говорите ему правду, но не вдавайтесь в подробности. Скажите ребенку, что вы
сами разберетесь с проблемами, а его задача ходить в школу и успешно учиться.

Ребенок должен знать, что каждый день в школе не может быть
идеально хорошим и спокойным.

Больше разговаривайте с ребёнком и слушайте его. Он просто так причину не придумает. Чем раньше начнёте слушать собственного ребёнка, и не уменьшать значимость его чувств, ощущений, тем проще вам же будет.

4. "У меня нет времени заниматься с ребенком"

А вот этот аргумент убедителен до того момента, когда или проблемы здоровья ребёнка, или школьные проблемы станут самым важным вопросом в вашей общей с ним жизни.

Понятно, что данная статья будет интересна тем родителям, кто знаком с ситуацией, когда ребёнок отказывается идти в школу. У кого всё хорошо, на материалы статьи внимания не обратит. И как всегда пишут в таких случаях — "решать вам", "выбор за вами". Да, я тоже это напишу. Ведь и в самом деле выбор за вами. Но хочу, чтобы вы всё-таки сделали шаг к собственному ребёнку. И если ситуация такова, что количество школы в жизни ребёнка уже нужно уменьшить — сделайте это.

Наверх