» » Неуверенный в себе ребенок
загрузка...

Неуверенный в себе ребенок

Неуверенный в себе ребенок Материнство

Дети бывают всякими: хулиганистыми, непослушными, покладистыми, отчаянными, артистичными, но я хотела бы остановится на том случае, когда ребенок растет неуверенным в себе.

Прежде всего, хотелось бы заметить, что не все родители замечают в поведении своего ребенка нотки неуверенности. Не все могут распознать ситуацию, когда необходима корректировка и помощь. Причина в том, что неуверенность в себе часто скрыта за другими качествами. Это в первую очередь агрессия, раздражительность, тревожность, замкнутость.

В младшем возрасте это проявляется элементарно: например, Артем рисует, у него не получается, он рвет тетрадку, разбрасывает карандаши. Аня играет в куклы, платье не хочет одеваться а пуговки застегиваться, кукла летит в угол.

Давайте проследим причины возникновения у ребенка чувства неуверенности в своих силах:

1. Родительская неуверенность

Как робкие родители  реагируют на любую жизненную ситуацию? -  Они обычно говорят, что «лучше не высовываться, не пробовать, чтобы не оказаться в заведомом проигрыше».

n2То есть безопаснее не вступать в соревнование с обстоятельствами и с окружающими людьми. Когда у ребенка что-то не получается, такие родители комментируют это следующими словами: “Вот видишь, не надо было и пробовать, ты ведь не самый умный, не самый сильный…”. Вот и первый урок жизни – другие лучше, умнее меня. Когда возникает новая ситуация, в которой нужно проявить инициативу, опыт подсказывает ребенку – лучше бездействовать, спрятаться. Независимо от того, какая у детей наследственность, неуверенность родителей в себе передается детям, которые воспроизводят их низкую самооценку. А она, в свою очередь, уже продуцирует неудачу – возникает порочный круг.
Замечено, что первенцы в семье чаще страдают заниженной самооценкой, имеют больше проблем в общении с окружающими, чем их младшие братья и сестры. Дело в том, что когда в доме появляется первый ребенок, родители испытывают множество беспокойств по его поводу. Тревога взрослых в отношении того, насколько они справляются со своими родительскими обязанностями, передается ребенку.

2. Психологические особенности черт личности родителей

Шаг первый. Разведка

Прежде всего нужно понять причины неуверенности, осознать, а для этого проанализировать, в каких ситуациях она проявляется. Следует составить список ситуаций, в которых ребенок испытывает сложность. Например, он неуверен в новой ситуации, тушуется  в незнакомом коллективе, боится  вступить в контакт с незнакомым человеком. Я лично знаю несколько примеров, когда  непреодолимым препятствием становится покупка хлеба в палатке, потому что ребенок стесняется заговорить с продавцом.

Или послушный ребенок становится агрессивным, когда к родителям приходят гости. Он неприветлив, огрызается, ведет себя эпатажно, убегает, не идет на контакт.

Рано или поздно в жизни взрослого тоже случаются неудачи, которые сложно скрыть. Вы можете порыдать ночью в подушку, но при ребенке не имеете право демонстрировать неуверенность, безнадежность, тоску.

Другая противоположность – слишком уверенные в себе родители, которые считают, что они все знают и за себя и за своих детей, что нужно и как правильно, навязывают свое мнение и не терпят оспаривания собственных решение. Ну что тут сказать?! Тут впору перевоспитывать родителя, донести до его сознания тот факт, что ребенок – это самостоятельная личность, маленький человек, который имеет свои интересы, желания, возможности и он должен жить своей жизнью. Ребенок имеет право выбора и право на ошибку. Родитель может являться только примером, самым наглядным и доступным.

Пример для подражания

Начните с того, что заострите внимание ребенка на том, что умеете делать вы, и умеете делать хорошо. Расскажите, на собственном примере, о своих достижениях. Если хватает фантазии и литературного таланта, постройте свою историю в виде занимательного рассказа. Тут тоже должен быть план, как, например, в написании интересной и захватывающей книги: как вы очень захотели, сначала не получалось, но потом герой (т.е. вы) справился со всеми трудностями и добился потрясающих результатов.

Теперь задайтесь вопросом: зачем до этого доводить? Зачем отнимать у ребенка время в будущем на выяснение проблем детства? И что нужно делать, чтобы не вырастить психологически нездорового человека, практически непригодного для социума?

1. Помните, будущее вашего ребенка в ваших руках. Если хотите что-то изменить, начните с себя. Ваш ребенок – это ваше отражение, а не чье-то другое.

   У берега в это время плескались другие дети-волны. Заметив Маленькую Волну с ее ношей, они решили ее подразнить. Выхватили у нее доску и стали ей перебрасываться. Маленькая Волна очень разозлилась: они забавляются, а ей надо выполнить задание, к тому же солнце уже начало садиться. Наконец, ей удалось забрать у них доску и выбросить на берег. Усталая, она возвращалась обратно, но солнце уже почти село. И тут ей стало так обидно! Она плыла и чувствовала, что никак не может унять свою злость. Она становилась все больше и больше, и сама Маленькая Волна тоже увеличивалась. В какой-то момент она с ужасом поняла, что ее гребень поднялся высоко-высоко. Саму ее было не узнать — она стала совсем черной. Все внутри напряглось и зашипело. Глянув вниз, она увидела рыбака в лодке. Она поняла, что обрушится прямо на него. Шум внутри нее все нарастал, и вдруг она с грохотом упала, разлетевшись на тысячу брызг. Лодка рыбака сломалась и его увлекло в море. Но Маленькая Волна уже этого не замечала. Она чувствовала удивительную силу. Рассыпавшись на брызги и пошумев, она вновь собралась. Теперь она была гораздо сильнее, чем раньше. Она повернула обратно, подхватила рыбака и вынесла его на берег.

    Когда она вернулась, взрослые волны стали хвалить ее за то, что она спасла человека. Она и сама была этому рада. Но еще больше ей нравилось  то чувство, которое она теперь испытывала: вся злость, что была в ней раньше выплеснулась, и теперь внутри освободилось место для чего-то другого, а те силы, которые раньше она тратила на то, чтобы злость сдержать, теперь вернулись к ней.

Ты меня любишь?

Вопрос

Отвечает психолог Галина Данилкина


Причин подобного поведения может быть много... Одна из них может заключаться в "банальном" осознании себя (проявлениями которого считается появление осмысленного употребления местоимения "Я" и исследование границ своего внешнего и внутреннего мира), соответственно, малыша больше волнует отношение к нему значимых людей, идет сравнение с другими детьми и окружающими взрослыми.
Другой вариант может иметь место, если сын начал посещение д/с. Тогда, в случае затрудненной адаптации, изменение ситуации подсознательно может расцениваться сыном как потеря маминой и папиной любви - "сдали" в садик, значит, я им больше не нужен...

Итак, для того, чтобы дошкольник умел самостоятельно ставить цели и их добиваться, мог успешно реализовать свои возможности в дальнейшем необходимо:

  • понимание  ребенком того, что не все его желания могут быть исполнены, умение делать выбор и эмоционально принимать его;

  • уважительное отношение родителей к желаниям своего ребенка;

понимание  ребенком того, что не все его желания могут быть исполнены, умение делать выбор и эмоционально принимать его;

уважительное отношение родителей к желаниям своего ребенка;

Когда ребенок не уверен в себе, то общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От уверенности в себе зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.
В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Поэтому ребенок с неуверенностью в себе может стать изгоем, что может повлечь за собой либо плохие оценки и плохое поведение в школе, либо отчуждение и одиночество, безынициативность. Эти проблемы становятся существенными только в школе, потому что в детском саду не нужно получать оценку и родители как правило, думают, что с ребенком все нормально.
Очень важно понимать, что обращение к психологу должно быть своевременным. Если у вас возникли проблемы с ребенком, на сайте Vashe-Soznanie.ru вы можете получить психологическую помощь онлайн, записавшись на консультацию по форме обратной связи.
Для вас как для родителей важно помнить, что ваш ребенок пойдет скоро в школу, а там общение со сверстниками — жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом и уверенностью в себе, если этого не происходит, то у ребенка могут возникнуть психологические зажимы, ему будет сложно выходить к доске, отвечать на уроках и заводить друзей, что будет сказываться на оценках. Общение в школе по мимо получения знаний это самая главная мотивация для ребенка.
Успешное общение — это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность взаимодействовать с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками. Если ребенок не уверен в себе в садике, он чаще других просится домой, плачет и по утрам не хочет идти в садик, ему проще сказать, что он пойдет с мамой на работу.
Когда ребенок в детском саду, он постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. На развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Если же ребенок боится применять усвоенные нормы, скорее всего будут проблемы в общении в будущем.

Микаэлян Люси Львовна, психолог, дипломированный специалист. Тел: +7 (985) 763-65-80

Неуверенности - нет. Новое Искусство Жить.

Наверх