Истерики в 5 лет

Как справиться с капризным ребенком. Капризы и истерики

Содержание:

Что сводит с ума родителей чаще и сильнее всего, так это капризные мальчики и девочки. Новозеландский психолог с 30-летним стажем Найджел Латта обещает предоставить методы, выяснить причины проблемы, разработать простой план "починки" ребенка.

К содержанию

Сила направленного внимания

Как справиться с капризным ребенкомНет ничего такого — я повторяю, совершенно ничего, — что сравнялось бы по силе с вниманием родителей. С помощью одного только внимания можно объяснить и решить множество проблем.

Важно различать понятия «истерика» и «каприз». К капризам ребенок прибегает преднамеренно, чтобы добиться желаемого, чего-то запретного или невозможного в данный момент. Капризы, также как и истерики, нередко сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием предметов. Иногда капризы ребенка невыполнимы.

Например, ребенок просит шоколадку, которой в доме нет или хочет спускаться по лестнице, когда пришел лифт.

Рассказывает мама двухлетней девочки: «Приготовила утром кашу с ягодой и чай, как она и просила.» Девочка: «Не хочу с ягодой, хочу без ничего». Мама: «Ты же сама просила с ягодой, я тебе сделала». На кухню приходит папа: «Я буду с ягодой!» И берет тарелку. Дочка: «Нет!!! Это моя тарелка, я буду, уйди!»

Истерики обычно непроизвольны. Ребенок не может справиться с эмоциями. Детская истерика сопровождается громким плачем, криками, битьем головой об пол, битьем кулаками о поверхность, царапанием лица. В тяжелых случаях могут быть непроизвольные судороги, так называемый «истерический мост», когда ребенок выгибается дугой. Детская истерика – это сильная эмоциональная реакция, подкрепленная раздражением, агрессией, отчаянием. Во время истерики ребенок слабо контролирует свою моторику, поэтому может биться головой об пол или стену, практически не чувствуя боли. Особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как внимание исчезнет.

Ошибки воспитания играют, несомненно, большую роль в формировании поведения ребёнка, однако нужно ещё раз подчеркнуть, что они являются лишь провоцирующими факторами, а корень всех проблем лежит в особенностях нервной системы ребёнка, которые являются  врождёнными. И как раз в раннем детстве эти особенности проявляются наиболее ярко.

Различают несколько типов нервной системы ребёнка. Каждый тип имеет свои признаки, по которым можно определить, к какому складу  нервной системы относится ваш ребёнок. Определить это нужно как можно раньше, чтобы выработать правильную тактику обращения с ребёнком, и этим  помочь ему адаптироваться к различным жизненным ситуациям, что в конечном итоге, поможет ему вырасти уверенным в себе и способным адекватно переносить стрессы.  Разберём  основные типы нервной системы у детей и то, как нужно вести себя родителям, чтобы избежать конфликтов.

Итак, слабый тип нервной системы  характеризуется замедленными процессами возбуждения и торможения. Такой ребёнок очень впечатлительный, подвержен тревоге и страху. Он необщительный, замкнутый, глубоко переживает обиды. Не любит конфликтов, плохо переносит изменения в своей жизни. Часто у него снижена самооценка, но он адекватно умеет анализировать свои чувства и эмоции. У такого ребёнка часто меняется настроение, его легко вывести из равновесия. Но он никогда не будет проявлять свои эмоции громким криком, недовольство будет выражать упорным хныканьем, которое не прекратится  до тех пор, пока вы не обратите на него внимание. В стрессовых ситуациях у него парализуется воля, теряется контроль над своим поведением, он становится невменяемым. В сильном расстройстве такой ребёнок способен на непредсказуемые действия. У такого ребёнка неустойчивый аппетит и некрепкий сон.

Воспитывая, старайтесь относиться терпеливо к его промахам, не скупитесь на заслуженные ласки и похвалы, чаще  привлекайте его  к общению с близкими людьми. Вместе с ним занимайтесь домашними делами, мотивируя тем, что вам нужна его помощь. Делайте так, чтобы он достаточно отдыхал, максимально оградите его от шумных мероприятий, от резких перемен в жизни.

Капризы ребенка до года

У малышей до года речь ещё не развита, и плач – единственный сигнал, который может подать ребенок, сообщая, что он либо мокрый, либо голоден, либо у него что-то болит. Поэтому капризы ребенка до года собственно капризами назвать трудно. И если родители внимательно понаблюдают за ребенком, то очень быстро они научатся понимать, что их малыш хочет им сказать. А причин у ребенка до года совсем не так уж и много:

  • Возможно, ребенок мокрый. Поменяйте ему памперс или пелёнку, и он успокоится;
  • Если ребенок голоден, то плачем он сообщит вам об этом;
  • Может быть и так – малыша переодели, накормили, но он всё равно продолжает плакать. Если он при этом сучит ножками, то, вероятнее всего, у него болит животик. Ребенок не болен, его просто мучают газы. До 3-4 месяцев кишечник ребенка ещё не полностью развит, и часто малыш даже молоко воспринимает плохо. Чтобы облегчить страдания ребенка, возьмите его на руки, прижмите к себе животиком, чтобы согреть его. Или положите на животик нагретую утюгом пелёнку; тепло успокоит и уменьшит боль;
  • Иногда капризы ребенка до года вызваны тем, что ребенок всё-таки заболел. Вроде бы только что всё было в порядке, ребенок был спокоен, и вдруг он начинает проситься на руки, капризничает, отказывается от еды. В таком случае стоит присмотреться к ребенку, понаблюдать за ним, и при первом же подозрении на заболевание необходимо вызвать врача. Капризы исчезнут, как только ребенок будет здоров;
  • Чтобы не провоцировать капризы у ребенка до года, очень важно помнить, что маленькому ребенку необходимо соблюдать режим дня. Кормление, чередование сна и бодрствования, прогулки – всё это должно делаться в строго определённое время. Малыш привыкает к своему режиму, и любое нарушение вызывает у него беспокойство и капризы.

Капризы у ребенка от 1 до 3 лет

. Ребенку должно быть
позволено, общаться с другими только тогда, когда он ведет себя надлежащим
образом. Беседуйте с другими людьми, занимающимися вашим ребенком, чтобы оценить
достижения в перевоспитании.1когда ребенок впадает в это состояние,
чтобы он знал, что ваша реакция неизменна. Даже если это произошнло в
общественном месте. Уведите ребенка: найдите уединенное менсто, отведите его в
машину, побудьте с ним там, пока не УЩЩ или оставьте одного. Да, это неприятно и
неудобно. Да, вы будете чувствовать на себе взгляды, но вы не можете терпеть
непристойное поведение. Если ребенок прибегает к вспышкам раздражения и с
другими людьми, например вашими родителями, учителями, родственниками,
приходящими нянями или сиделками, согласуйте с ними план, как вести себя в таких
ситуациях. Для подавления неуправляемого повендения жизненно важна
последовательность. Отведите специальное место для временной изоляции и особо
подчеркните, что взрослые не должны обращать никакого внимания на ребенка до тех
пор, пока он не вернется в нормальное состояниекаждый раз, Выбрав способ поведения во время вспышек, очень важно
приндерживаться его

Прим. ред.1 Поскольку до определенного
возраста ребенок не способе╗ контролировать свое эмоциональное состояние,
зачастую он просто не может самостоятельно выйти из второй фазы истерики -
непрекращающихся рыдании. В этом случае успокоение со стороны родителей (в
идеале - матери) просто необходимо. Ч

Шаг 5. Научите ребенка приемлемым
способам выражения неудовлетворения

и поощряйте пользоваться этими
словами: "Я потерял голову", "Я действительно зол" и т.д. Хвалите ребенка, когда
он говорит вам о своем огорчении: "Ты попросил помочь, когда был расстроен. Ты
хорошо поступил". Можно также разыграть ситуации в ролях, чтобы помочь ребенку
научиться сообщать о своем настроении соответствующим образом: "Вместо того
чтобы отнимать игру, ты бы лучше сказал брату, что тенперь твоя очередь
поиграть. А теперь попробуй сказать это сам". Несмотря на то, что истерики
никогда не бывают приятными, их можно использовать для усвоения важных уроков Ч
научиться раснсказывать о своих потребностях и справляться с огорчениями.расстроенный, или злой, потерявший голову, печальный,
сердитый, уставший
Важно, чтобы ребенок понимал, что расстраиваться
можно, нельнзя выражать это состояние нецивилизованным образом. Поэтому, конгда
вы оба успокоитесь, поговорите с ним о приемлемых способах выражения
неудовлетворенности. Очень часто дети прибегают к плонхому поведению только
потому, что не знают приемлемых способов выражения своего состояния. Расскажите
ребенку, как выражать чувства словами, а не истерикой. Научите его нескольким
словам, описывающим чувства, таким как

 - не обращать на них внимания. Беррн
Бразелтон, известный педиатр и автор книг, делится очень важным наблюдением: чем
больше вы прилагаете усилий, чтобы успокоить вспышку раздражения, тем дольше это
продолжается. Поэтому не обращайте внимания на вопящего ренбенка и старайтесь
заниматься своими делами, чтобы не усугублять это неблаговидное поведениеОдно из лучших средств избавится от
истерик

ПЛАН ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ
РЕБЕНКА

Сначала побеседуйте с другими родителями о вспышках
раздранжения. Это поможет вам понять, что истерики Ч гораздо более
раснпространенное явление, чем вы думали. Как часто подобные вспышнки случаются
у других детей? Как реагируют их родители? Что понмогает в таких случаях?

Теперь настало время действий по изменению поведения
вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения
ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.

перед вспышкой. Выяснив,
что провоцирует вспышки раздражения, устраните это. Теперь истенрики можно
предупредить или свести к минимуму.непосредственно 1.                                  Обратитесь к шагу
1 и определите, что успокаивает ребенка. Понаблюдайте за ребенком несколько дней.
Запишите, что обычнно происходит


Бывают ситуации, когда папа запрещает ребенку шоколад, а мама, жалея его, потихоньку ему отламывает кусочек. Или ребенку не разрешают залезать с ногами на диван, но бабушка, которая сидит с ним днем, не считает это важным и позволяет ему прыгать везде, где он хочет, радуясь, что ребенок такой довольный.


Это опять ситуация, провоцирующая ребенка на манипуляции взрослыми. Он очень быстро понимает, как с кем себя вести, чтобы получить желаемое. Поэтому очень важно, что домашние правила принимались и соблюдались всеми членами семьи. (ссылка на статью о правилах)

Чтобы такое состояние не повторялось, нужно знать, как успокоить ребенка при истерике. Лучше не оставлять его в одиночестве. Малыш может испугаться и получить психологическую травму. Нервы у него и так на пределе.

Потакая его желаниям, вы лишь провоцируете новые приступы. Ребенок хочет игрушку, и все посетители магазина кто с любопытством, кто с осуждением наблюдают, как ваше чадо бьет руками по полу и вопит. Успокойтесь, не кричите и не ругайте его, но и не покупайте вожделенную вещь. Иначе завтра все опять повторится.

Истерика у ребенка Комаровский

- Попытайтесь отвлечь буяна. Лучше, если вы найдете универсальный “переключатель” – какое-то занятие или предмет, которым ребенок очень увлечен, при виде которого у него моментально высохнут слезы. Для одного это будет любимая книга, для другого – игрушка, третий с удовольствием пойдет поигратьв ладушки.

- Побольше разговаривайте с ним о ситуации. Обязательно обосновывайте, почему его поведение неприемлемо именно для вас. Аргументы “ты ведешь себя некрасиво”, “другие дети так себя не ведут” не окажут на ребенка 2-3 лет особого воздействия; зато слова “у мамы от твоих криков болит голова” могут возыметь успех – для малыша такого возраста важны именно взаимоотношения с мамой, а не с абстрактным социумом.

Но ведь мы говорим о развитии ребенка. А всякому процессу развития, помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы-кризисы. На смену постепенным накоплениям изменений в личности ребенка приходят бурные переломы - ведь невозможно повернуть развитие вспять. Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.

Опека наша для ребенка - та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный... и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а соз-на-тель-но ломает "скорлупу", чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие - открытие себя. Он независим, он все может. Но... в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и "мстит" слезами, возражениями, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и весь направлен только против взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним, предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.

По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства - дошкольное детство.

Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности ребенка.

В 3 года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подражать им.

Неблагоприятным последствием кризисов является повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды, ранимость ЦНС в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса - это и прогрессивный, качественно новый эволюционный скачок, и неблагоприятный для состояния здоровья ребенка функциональный дисбаланс.

Функциональный дисбаланс поддерживается также бурным ростом тела ребенка, увеличением его внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшаются, дети более подвержены заболеваниям, особенно нервно-психическим. В то время как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.

Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка 3-х лет:

И помните…

Прежде чем принять для себя решение как остановить истерику у ребенка, нужно успокоиться самим родителям, ведь, поддавшись эмоциям, Вы не только не сможете успокоить своего ребенка, но и усугубите ситуацию. Успокаивать ребенка с помощью физического  наказания не наилучший метод, в связи с тем, что у него может возникнуть моральная травма, которая будет мешать нормальным взаимоотношениям между Вами. Проявив фантазию всегда можно успокоить ребенка и добиться того, чтобы подобное не случалось в будущем.

Наверх