загрузка...

Ребенок не хочет в сад

Ребёнок не хочет идти в детский сад


Два или три года очереди в детский сад – и вот долгожданная путёвка у вас в руках. Первые дни и недели в саду прошли без проблем. Можно вздохнуть спокойно: самое сложное позади. Но вот однажды утром ваш казалось бы адаптировавшийся к саду ребёнок заявляет вам: «Не пойдуууууу!» и закатывает на пороге группы истерику. Вы разжимаете пальчики, судорожно цепляющиеся за вас, и отправляетесь на работу с камнем на сердце. И каждое утро этот «психологический триллер» повторяется снова и снова… Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад?

Постоянный стресс

Для начала, тебе придется понять, что психологическая готовность ребенка к посещению детского сада приходит к 3 годам. Конечно, следует в первую очередь эмоционально подготовить сына или дочь к тому, что не за горами перемены. Можно за 3 недели до посещения начать прогуливаться с ребенком рядом с заведением детского сада. Во время прогулки показывай ему территорию для игр на свежем воздухе, попутно объясняй, чем занимаются дети и как развлекают их воспитатели.

Расскажи какие блюда дают в детском саду на завтрак, обед и полдник. Когда придет пора вести малыша в дошкольное детское учреждение, то можете дать ему одну из его любимых игрушек. Такая мера должна успокоить его на первых порах – игрушка дает ассоциацию с домом, с мамой и папой. Чувствуя такую связь, ребенок легче перенесет разлуку в первые дни. Обычно сначала рекомендуется чадо оставлять в детском саду на 2 часа, далее в течение 3-х дней до обеда. Затем ребенок находится в детском учреждении полный день.

Как подготовить ребенка к детскому саду. Советы психолога

Все дети реагируют на перемены по-разному, ведь степень их общительности зависит от природного темперамента и воспитания в семье. Выдели в разговоре, что посещение детского сада – это важное событие. Сделай акцент на своей профессии. Допустим, ты медсестра и выходишь на работу для того, чтобы помогать людям избавляться от болезней. А папа строитель, он строит жилища обеспечивая общество домовладением. Надо ли связать эти аргументы с тем, что вы с мужем еще и зарабатываете, благодаря своей производственной деятельности?

  • Порой возле ворот детского сада можно наблюдать душераздирающую сцену – ребенок цепляется за маму, папу, бабушку плачет, умоляет его туда не вести. Это вполне объяснимо. Ведь малыш не просто отрывается от матери, он отрывается он нее в чужой, незнакомой и пугающей обстановке.
  • Некоторым детям легче остаться дома одним, чем в окружении многих детей и чужой незнакомой воспитательницы. Ведь малыш знает, что дом – это место, куда мама всегда возвращается, и если ее терпеливо ждать она обязательно придет. А детский сад – это место, куда мама его привела за руку. Как в той страшной сказке, где непослушных детей ведут в лес и там оставляют. Потом они попадают в избушку бабы Яги и за ними больше никто не приходит.
  • К тому же до сих пор была спокойная домашняя обстановка и вдруг такая строгая дисциплина, это  заставляет малыша протестовать. Длиться протест до тех пор, пока ребенок  не привыкнет к воспитателям, няням  и другим детям. Некоторые дети  очень быстро вливаются в новый коллектив (неделя – две), а некоторым для этого потребуется несколько месяцев, но со временем почти все дети  привыкают.
  • Поговорите с малышом, объясните, что выбора у него нет, ведь мама работает и посещение садика – обязательно - хочет он этого или нет. Но надо помнить, что такие аргументы могут подействовать только на 5-6 летнего малыша, дети 2 – 4-х лет это не поймут.
  • Маленькому ребенку очень трудно почувствовать всю цепочку поведения взрослых, их необходимость идти на какую–то работу, которой раньше не было и, вдруг она появилась. И если этой противной работы раньше не было, а теперь она появилась, значит, мама сама захотела бросить его на целый день, а может и навсегда с незнакомыми детьми. И разве можно верить доказательствам мамы, что она не бросит своего Димочку, если она бросает его здесь, сию минуту, не смотря на отчаянный его протест.
  • Вы только посмотрите, какими глазами смотрят новенькие, да не только новенькие на входную дверь. И чем больше времени мама не идет, тем больше у малыша растет тревога: а может мама так и не придет, и не заберет. Вот уже совсем стемнело, зимой темнеет рано. И тогда малышу становиться особенно страшно, ведь в темноте мама может заблудиться, попасть в тридевятое царство к Бабе Яге.
  • Детские психологи утверждают, что нежелание малыша идти в детский сад – не каприз, не избалованность, а результат резкой смены привычной обстановки. Его освоенный мир был и так очень сложным – дом, улица возле дома, бабушкина квартира, летом дача. Иногда магазин, где шум, гам, и где нужно почему-то стоять в очереди в толпе чужих дядь и теть.  Но всегда рядом была мама. Она-то знает как нужно вести себя в этой странной, а порой и страшной обстановке.
  • Когда рядом мама – малыш чувствует себя защищенным. Тогда можно смело подойти к песочнице и поиграть с незнакомым мальчиком или к чужой тете и поговорить с ней. Когда едешь с папой на дачу, можно спокойно удовлетворять свое любопытство, смотреть в окно, бегать по вагону. Ведь за спиной «надежный тыл», куда можно ретироваться, зная, что любая настоящая угроза будет отведена. Ведь не случайно малыши так любят хвастаться своими близкими: братьями и отцами. «Мой брат как даст тебе. А если мой папа придет…!»

Детский сад – это первая житейская ситуация, когда малыш лишен близких людей, лишен надежного тыла. Родителей рядом нет. Ребенок один на один с чужим и пугающим его миром и этот мир очень страшен для крохи.

 Непривычная пища

Итак, главный принцип, который поможет вам преодолеть трудности адаптации: “Спокойна мама – спокоен ребенок!” Чем меньше у родителей сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше шансов, что ребенок рано или поздно обязательно справится. Малыш, чувствуя уверенность мамы и папы, привыкает гораздо быстрее.

Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы выдержать испытание, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что плачет! Хуже, когда он настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не стоит бояться детских слез и сердиться на ребенка за “нытье”.

Будьте уверены, что воспитатели и психологи в детском саду решают задачу комфортной адаптации детей. Проводятся специальные игровые занятия. Постепенно дети начинают раскрываться, больше улыбаться, смеяться, разговаривать, с удовольствием включаются в совместные забавы. И вскоре утренний плач становится исключением.

Но необходима и помощь родителей, их внимательное отношение к ребенку в этот период, стремление понять его чувства и принять их. И малыш привыкнет, а потом и полюбит ходить в садик. Там на самом деле очень интересно!

История вторая: “Вредный” Никита, или Не сошлись характерами

Никите 5 лет, и он под любым предлогом готов остаться дома. Он даже пытается симулировать плохое самочувствие, лишь бы не ходить в садик. А если по-настоящему заболеет, то не скрывает своей радости. Маме Никиты, Марине, понятно, почему так происходит. У Никиты “не сложились отношения” с воспитателем в группе, Ириной Семеновной. Она, по мнению мамы, слишком строга к мальчику. Конечно, Никита очень активный, непоседливый и всегда дает сдачи, если его кто-то тронет. Воспитатель часто рассказывает маме о том, что “натворил” ее сын. А позитивной информации она не слышала очень давно. По рассказам сына Марина поняла, что Ирина Семеновна относится к нему с предубеждением, заранее не ожидая от него ничего хорошего. Марина хотела поговорить с педагогом, но боялась, что отношение к ребенку станет еще хуже.

Причина: Сложные отношения с воспитателем

Когда вы оставляете ребенка в детском саду, самый важный вопрос: с кем вы его оставляете? Никто, думаю, не поспорит с тем, что личность педагогов, с которыми ребенок проводит большую часть дня, пока вы на работе, имеет первостепенное значение. Странно, но приходится наблюдать, как одного и того же воспитателя некоторые дети обожают, а другие – почти ненавидят. Первые будут обнимать, ласкаться, заглядывать в глаза и слушаться беспрекословно. Вторые – игнорировать, стараться не попадаться на глаза, а то и демонстративно нарушать запреты и правила. Поэтому и родители первой группы не понимают, о чем речь: их-то дети с удовольствием ходят в садик именно к этому воспитателю! Впрочем, иногда ситуация складывается по принципу “шила в мешке не утаишь”, когда почти все родители считают, что им достался не лучший педагог. А некоторые готовы его терпеть, не более. В этом случае большинство детей к посещению садика относятся “прохладно” и уж тем более не рвутся туда.

Почему у ребенка “сложные” отношения с воспитателем? Истоки проблемы нужно искать либо в ребенке, либо в воспитателе. В результате возникает ситуация, которую можно охарактеризовать известным выражением “не сошлись характерами”. По моим наблюдениям, так бывает, если педагог придерживается авторитарного стиля общения: достаточно жестко регламентирует правила, шаг влево или вправо считается побегом, а за “неверно” нарисованный цветочек следует убийственный взгляд. Такие воспитатели желают, чтобы все дети были идеально послушны, делали бы все сразу и быстро, никогда не отвлекались, громко не кричали, быстро бегали только на физкультуре, рисовали идиллические картинки, но ни в коем случае не роботов, играли бы в настольные игры, чинно сидя за столами. Что за прелесть! Но дети – иные существа и не вписываются в столь прекрасный план. И чем строже ожидания педагога, тем больше детей “не впишутся”. И тем больше они получат порицаний. И тем меньше у них будет желания вновь встретиться с этим воспитателем.

Дети наши, конечно, тоже не ангелы. Очень непоседливые, не желающие выполнять общие правила. Некоторые постоянно нарушают “границы” других людей (и взрослых, и детей), не заботясь о том, приносит ли это тем неприятности. Все больше детей с самостоятельным мышлением, а значит, с ними труднее договориться и даже понять их мнение. Часто они не желают шагать строем и делать то, что предложено всем. И чем в более “обязательном порядке” предложено, тем меньше желания у них выполнять это. Им вообще непросто в рамках детского сада, а у жесткого педагога – тем более. Но “сложный” характер ребенка вовсе не гарантирует проблем. Напротив, у лояльного воспитателя-демократа такие дети просто расцветают.

Как может педагог выражать свое негативное отношение к ребенку?

…делать замечания только ему одному, даже если не правы были оба ребенка. А чаще – не разбираться в ситуации вообще, повесив на него “ярлык”;

…при других детях отпускать в отношении его язвительные фразы;

…наказывать сильнее, чем в той же ситуации другого ребенка;

…игнорировать его вопросы, просьбы, желание высказаться, а особенно – позитивные поступки.

Иногда отношение воспитателя очевидно для родителей: она регулярно жалуется на ребенка, просит “повлиять”, но никогда не подсказывает, как именно это сделать. И не обещает поддержку со своей стороны. Порой отношение к ребенку остается за дверьми группы, и родители могут узнать о нем только из рассказов самого малыша.

Справедливости ради стоит заметить, что необязательно педагогу быть монстром, чтобы отношения не сложились. Иногда достаточно небольшой бестактности, невнимания или окрика – и ребенок, особенно чувствительный, обидится. А тревожный малыш получает массу негативных эмоций, даже если воспитатель кричит на другого ребенка, хотя его самого и “не трогают”. Порой маленькие дети просто боятся громкого голоса, особенно если в их семье принят спокойный стиль общения.

Мини-тест: Отношения с педагогом

Проанализируйте утверждения и поставьте “галочку” в нужной графе.

34

Подведем итоги. Чем больше раз вы сказали “верно”, тем больше вероятность того, что причина нежелания ребенка ходить в садик связана с воспитателем. Нужно действовать!

Поговорить с воспитателем: нужно!

Часто родители не хотят разговаривать с воспитателем из опасений, что та потом “отыграется” на ребенке. Но такая позиция лишь маскирует их неуверенность в себе и неумение отстаивать свою точку зрения. Иногда события принимают такой оборот, что родители просто обязаны во всем разобраться и, если нужно, защитить интересы малыша. Ребенок должен чувствовать, что вы готовы прийти к нему на помощь. Ведь он на вашем примере учится, как действовать в конфликтных ситуациях. И если родители предпочитают “спрятать голову в песок”, то не стоит потом удивляться бесхребетности своего чада. Ребенок не может сам “бороться” с воспитателем. Есть хорошее правило: если у тебя конфликт с другими детьми, справляйся сам, мы можем помочь только советом; но если тебя обижает взрослый, то тут наша очередь действовать. В каких ситуациях необходимо разговаривать с педагогом?

1. Если произошел единичный, но серьезный случай, который повлек или мог повлечь физический или моральный вред для ребенка. Например, оскорбление или унижение перед остальными детьми, халатность, в результате которой ребенок заболел или пережил стресс.

2. Если что-то тревожащее повторяется систематически: беспричинные, на ваш взгляд, наказания, предвзятое или неуважительное отношение к ребенку.

Конечно, начинать разговор стоит только в том случае, если вы можете четко сформулировать суть своего недовольства и предложить рациональный путь выхода из ситуации.

Поэтому, если проблема, на ваш взгляд, достойна обсуждения, нужно подготовиться. Для начала настройтесь на разговор на равных. Попытка учить педагога, ставить себя выше его вызовет защитную реакцию и помешает рациональному общению.

Так же как и просительная позиция, когда вы ставите педагога выше себя. Подумайте о месте и времени: лучше всего обсуждать ситуацию один на один.

И пожалуйста, не распаляйте себя перед беседой! Вы не будете выглядеть убедительнее, а вот ясность мысли потеряете наверняка.

Алгоритм беседы

Разговаривая с педагогом о том, что вас взволновало или возмутило, нужно придерживаться определенного алгоритма, который позволит достичь взаимопонимания и разрешить конфликт. В течение всей беседы следует держать в голове две цели: проблема больше не должна причинять вреда вашему ребенку, и добрые отношения с воспитателем должны быть по максимуму сохранены. Любое свое слово “примеряйте” на эти цели, и вы поймете, что стоит говорить, а что нет.

Шаг первый: правильное начало. Прежде всего, нужно поблагодарить педагога за готовность встретиться с вами и обсудить проблему. Достаточно одной или нескольких фраз, выражающих признательность: “Спасибо, что, несмотря на позднее время, вы готовы обсуждать со мной то, что меня беспокоит”. Такое начало настраивает на позитивное общение и снимает излишнее напряжение как у воспитателя, так и у родителя.

Шаг второй: выражение надежды на урегулирование ситуации. Например: “Я надеюсь, мы найдем решение, которое будет устраивать нас обоих. Я уверена, что мы готовы к конструктивному общению”. Этот шаг закрепляет позитивную позицию и дает возможность для дальнейшего обсуждения волнующего вас вопроса.

Шаг третий: формулирование проблемы. К моменту разговора вы должны четко сформулировать проблему, которая привела вас к воспитателю. Не нужно долгих монологов, в ходе которых обычно лишь нарастает эмоциональное напряжение, мешающее беседе. Чем четче обозначена проблема, тем больше возможностей для ее решения.

Шаг четвертый: приглашение к обсуждению. Это фраза, приглашающая воспитателя высказать собственное мнение по сформулированной вами проблеме. Например: “Пожалуйста, расскажите мне, как вы видите ситуацию”.

Первое посещение ребенком детского сада должно быть ознакомительным в присутствии одного из родителей. В этот день достаточно того, что бы вы пришли в садик, зашли в группу, познакомились с воспитательницей, заглянули в шкафчик, где он будет оставлять свою одежду. Второй раз вы можете вместе погулять с малышом на площадке детского сада и познакомить его с другими детьми. В первую неделю желательно посещение родителями садика вместе с ребенком, хотя бы во время прогулки на улице. Самое главное при посещении садика ребенком – это наблюдение за состоянием его психологического комфорта. Если родители по состоянию ребенка не заметят нарастающую усталость ребенка, не будут обращать внимание на его нежелание посещать садик, то он будет часто болеть банальными респираторными заболеваниями на фоне психологической усталости.

Нежелание ребенка ходить в детский сад обычно заключается в том, что ему там неинтересно. Ребенок не может найти занятие, чем бы ему заняться и ему скучно в саду.

Иногда помогает обсуждение предстоящего пути к детскому садику. Как же они сегодня его проделают? Может дочка хочет покататься на самокате, или поедет велосипедом. Пока ребенок еще не вырос, убедить его в чем-либо можно при помощи разговоров. Истерик практически не случается, а если иногда и бывают, то достаточным будет переждать, пока все закончится, и постараться убедить малышку еще раз.

Но все вышесказанное было мнением одной стороны – мамы. Давайте теперь рассмотрим мнения детей, почему именно они не хотят ходить в садик, а также комментарии их мам по этому поводу.

Мише 5 лет, и он свое нежелание ходить в детский сад объясняет тем, что там его обижают, и никто с ним не хочет играть. Мама, в свою очередь, говорит, что ее сын - социальный мальчик, у него есть много друзей, с которыми он быстро нашел общий язык. А его высказывания – это только отговорка, чтобы побыть дома вместе с ней. 

Или Дима, которому 4 года, жалуется маме, что ему в садике не разрешают бегать по лужам и ругают за это. Мама говорила, что в новой группе воспитатели добрые и отзывчивые, а на самом деле все не так. Именно поэтому он не хочет идти в садик.


Когда вы уясните для себя смысл конфликта, попробуйте обсудить его с воспитательницей. Если же после этого не произойдет никаких положительных сдвигов (педагог жестоко обращается с ребенком, не слышит его, позволяет другим детям дразнить и обижать вашего малыша), то ситуация, увы, тупиковая. Придется подумать о смене детского сада или группы. Причем, в этом случае предпочтительнее сменить сад, чем группу, поскольку во всяком коллективе существует некая корпоративная этика – в том числе, и в детском саду.


Чужой среди своих


Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком. Это может быть индивидуальная особенность – просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей». Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу – это может говорить об аутистических особенностях характера.

Как исправить положение

Чтобы ребенок быстрее привык к мысли, что он должен ходить в детский сад, и для скорейшей адаптации к его режиму, вы, родители, можете пойти двумя путями.
Первый путь — ребенок должен с первого дня знать, что выбора у него нет — посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск положительных моментов происходящего.
Либерализм лишь осложнит ситуацию. Если по часу сидеть в раздевалке, слушая душераздирающие вопли своего чада, или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей — дома, или прибегнуть к приему сокращения времени нахождения ребенка в группе до полутора-двух часов в день, положение станет еще более тяжелым для вас, малыша и персонала детского сада. Ребенок может почувствовать, что и его родитель не готов к тому, чтобы оставить его в саду, что окончательное решение еще не принято. Это будет создавать у него ложные надежды, которые только усугубят ситуацию.
Второй путь заключается в установлении договоренности с администрацией детского сада и воспитателями о вашем пребывании в саду вместе с ребенком в течение какого-то времени. Попробуйте находиться в группе столько времени, сколько потребуется для того, чтобы ребенок окончательно освоился и научился обходиться без вашей помощи и поддержки. Может потребоваться неделя, месяц, а то и больше, но зато потом вы станете совершенно спокойно оставлять его в саду.
Поэтому, если вопрос о необходимости отдать ребенка в сад решен окончательно, не стоит дожидаться момента, когда малыш подрастет и станет самостоятельным. Учиться есть, одеваться, завязывать шнурки, заправлять кроватку необязательно дома. Не тратьте свои усилия на муштру и наставления. Лучше используйте время своего дополнительного отпуска по уходу за малышом на более полезные и актуальные вещи.

Если вы не будете бояться разлуки с ребенком, скорее всего и он легче перенесет ее. Тем более нечего опасаться, что контакты с другими детьми снизят привязанность малыша к вам. Скорее наоборот, пребывание в детском саду усилит любовь ребенка к дому и родителям.

Расскажу немного об организации подъемов и отбоев. Родители часто беспокоятся о том, как поднять ребенка рано утром. Ведь в домашних условиях многие дошкольники бодрствуют до позднего вечера и ложатся спать вместе со взрослыми членами семьи. Подъем их также не регламентирован и происходит у кого в 10 утра, а у кого и ближе к обеду. Переход к новому режиму начинается с попыток уложить малыша в кровать около 8 часов вечера. Даже если это удается, ребенок не может заснуть, и родители вынуждены проводить малоприятные часы у постели своей крошки, изводя ее просьбами поскорее закрыть глазки и уснуть.
Организм маленьких детей достаточно пластичен. Перестройка ритмов сна и бодрствования происходит за два-три дня. Поэтому стоит только поднять малыша в нужное время, и он восполнит возникший дефицит более продолжительным дневным сном и ранним отбоем. Все это произойдет в результате потребности организма, без уговоров и насилия. А чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включайте бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой — медвежонком, котиком, мартышкой или др.
Проблему отказа ребенка от пищи в детском саду также можно решить хотя бы частично. Не старайтесь накормить малыша дома, до отправки в детский сад. Нет ничего страшного в том, что ребенок подождет с приемом пищи до 8—9 утра, даже если он встает в б или 7 часов. Дорога до детского сада, зарядка и игры перед завтраком лишь разожгут его аппетит, а значит, меньше будет капризов по поводу каши, масла, пенок и прочих неприятных с точки зрения ребенка вещей. Особенно это касается детей, у которых и в домашних условиях плохой аппетит. Если такой ребенок позавтракает дома, заставить его есть в группе будет практически невозможно.

Нелишне будет предупредить персонал детского сада о вкусах малыша. Но делать это следует в его отсутствие, когда он ушел в игровую комнату или занялся с другими детьми, так как подобные разговоры как бы программируют ребенка на совершение соответствующих действий: он станет лишь сильнее капризничать и настаивать на отказе от пищи, объясняя это словами матери или бабушки.

Когда ребенка стоит оставить дома?

Оставить комментарий

Наверх