» » Как развивать внимательность у ребенка
загрузка...

Как развивать внимательность у ребенка

Как развить внимательность?

Внимательность – это способность человека сосредоточить свое внимание на каком либо объекте. Человек, не способный сконцентрировать свое внимание на актуальном на данный момент предмете, не может эффективно решать стоящие перед ним задачи. Если вы от природы рассеяны, постарайтесь избавиться от этого досадного недостатка, и вы увидите что вся ваша жизнь измениться в лучшую сторону.

Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.

Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.

Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий, и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно. 

Тем не менее ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Соблюдать все вышеперечисленные правила будет довольно сложно, однако это единственный шанс достучаться до своего чада. Если родители любят своего малыша, то у них обязательно все получиться.

Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.

На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).

Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» — 53 %, «да» — только 19 %.

Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.

  • не прячьте свои эмоции. Играя с ребенком, проявляйте интерес, восторг или удивление;
  • придумывайте неординарные способы привлечь внимание ребенка. Не забывайте, что привлечь его можно с помощью чего-то неожиданного, наглядного или эмоционального;
  • в любом упражнении давая ребенку задание, следите за тем, чтобы оно было внятным, конкретным, доброжелательным и пошаговым;
  • занимайтесь с ребенком, когда этому располагают его настроение и самочувствие, а также когда рядом нет помех, в виде ярких игрушек, шумов, музыки и различных движущихся объектов;
  • если ребенок занят, не отвлекайте его чтобы дать новое задание.

Развивающие внимание игры для детей делятся на несколько видов в зависимости от того, на что они направлены. Прежде чем начать заниматься с ребенком, определите, что именно вы хотите развивать.

◈ Это может быть кивание головой, покачивание бедрами, движения руками и т. д. Выполняйте каждое движение по 4-5 раз, прежде чем заменить его другим.

Общие черты

Игра развивает проницательность, наблюдательность и способность анализировать, однако при этом требует умения считать.

◈ Смысл этой игры заключается в поиске общих характерных особенностей у людей или предметов, окружающих вас. Игра должна проходить в форме беседы. Например, ваш ребенок замечает человека в очках, и каждый начинает считать, сколько людей вокруг носят очки. Можно искать людей в коричневых ботинках, блондинов, собак одной породы и т. д.

Виды памяти у человека

Если вы внимательно изучили особенности своего ребенка, можно
приступать смело к занятиям. Это могут быть игровые упражнения и обычные игры.

Приведем примеры

Прочитать текст. Помимо того, что дети должны вникнуть в
смысл прочитанного, они еще должны одновременно сосчитать слова со звуком «М»,
к примеру.

Для развития внимания поиграйте с ребенком в игру по типу теста
"корректурная проба". Эта игра поможет развить многие
свойства внимания: распределение, переключаемость, объем и устойчивость.

Для игры подойдет любой текст из газеты или старого журнала с крупным
шрифтом. Первичное задание звучит так: "По сигналу зачеркни
все буквы "о" одной чертой". Хорошо, если и взрослый
будет участвовать в игре и тоже займется вычеркиванием букв в своем
тексте. Играя первый раз, взрослому необходимо приглядеться, правильно
ли движется взглядом по тексту малыш. Правильное движение аналогично
перемещению взгляда в процессе чтения: слева - направо, сверху -
вниз. Если ребенок вычеркивает буквы хаотично или в любом другом
порядке, ему нужно показать, как это делать, и по мере необходимости
поправлять в течение игры.

Когда задание будет выполнено, ребенок и взрослый меняются текстами
с тем, чтобы проверить работу друг друга. Помните, что развивающий
эффект проверки выше простого выполнения задания, но такой вариант
работы и более сложен для ребенка. Если малыш с легкостью выполняет
и само задание, и проверку, взрослым можно немного схитрить, специально
допуская ошибки. Для начала пусть это будет всего лишь одна ошибка.
Важно, чтобы ребенок самостоятельно ее нашел. Если же этого не произошло,
не стоит спешить с подсказкой. Пусть помощь взрослого будет постепенной.
Направляющие фразы могут быть такими: "Посмотри-ка, по-моему,
я где-то ошибся". Если поиск опять неудачен, то: "Наверно,
ошибка в этой строке", далее: "Посмотри в начале строки",
"Посмотри в этом слове". От фразы к фразе увеличивается
доза родительской помощи, и, таким образом, ребенок проявляет максимально
возможную для себя самостоятельность. Когда первый уровень сложности
игры будет ребенком усвоен, можно постепенно усложнять задание по
следующей схеме:

- попросите малыша искать две буквы и отмечать их по-разному, например:
перечеркивать "о" и подчеркивать "а";
- дайте задание отмечать три буквы;
- сделайте в своем тексте ошибки, пусть ребенок их обнаружит;
- поиграйте с учетом времени, проверьте, кто из вас быстрее выполнит
работу.

Взрослые, подарите ребенку радость победы, пусть он попробует ее
вкус, он будет знать, к чему стремиться.

Вместе с такими помощниками родителям не придется придумывать каждый день новые задания. Ребенок, играя, будет развивать важнейшие навыки, а затем с легкостью сможет освоить школьную программу и поразить одноклассников своими познаниями!

Все вышеописанные упражнения на развитие внимания очень полезны для общего развития ребенка, а так же усидчивости, памяти и творческого мышления. Чем чаще ребенок будет увлекаться подобными играми, тем лучше, впоследствии, будет происходить процесс его обучения и усвоения более серьезного материала. Поэтому стоит как можно чаще проводить детям подобные игры.

Наверх