Петь или не петь

Как Научиться Петь? | Как Петь? Петь Или не Петь? | Пожелания Для Самостоятельной Работы. | Как Правильно Петь?

КАК НАУЧИТЬСЯ КРАСИВО ГОВОРИТЬ?  -

МАКСИМОМУ.  ИСПОЛЬЗУЙ СВОЙ ГОЛОС ПО  -

КАК НАУЧИТЬСЯ ИСПОЛЬЗЫВАТЬ ГОЛОС ПО МАКСИМОМУ?  -

Понятно,
я не для себя, просто оказался на таком занятии.
Одно дело со сцены, а тут в домашней обстановке, слегка поразило :)


На днях в одной из книг прочитала высказывание Г. Своут:

«Я не могу дать вам   Формулу успеха, но готов предложить Формулу неудачи: попробуйте всем понравиться».

Очень точно сказано!

Как угодно плохо можно петь еще и в присутствии вокальных педагогов.

А вот колыбельные: "Спят усталые игрушки...", "Спи, моя радость, усни...", "Спят медведи и слоны..." и хит - "Гимн звездного неба". Кстати, много текстов колыбельных собрано вот здесь.

Но это скорее о папе творческом, типичный же отец (коих автор знает некоторое количество) для того, чтобы уложить ребенка спать, просто сделает ему темно и скучно: ляжет или сядет рядом, может, посопит для нужного настроя. Кстати, такой подход смысла не лишен: есть детки, для которых именно такое засыпание наиболее комфортно.

А вот зачем поют малышу колыбельную те, кто поют - мама или папа?

Итак, как же нам теперь определить, когда мы достигнем унисона? – спросите вы. Все очень просто,  физике существует такое понятие, как резонанс, это когда два звучания сливаются в один и усиливают его в два раза. Именно, когда произойдет это явление, будет значить, что вы достигли унисона. После этого у вас начнется поток фантазии, вам будет все интереснее заниматься этим, т.к. вы достигли уже каких-то успехов.

Что ж, мы поговорили о таком понятии, как музыкальный слух, и выяснили, что это является важнейшим критерием для того, чтобы научиться красиво петь. После ознакомления с некой теорией, мы открыли для себя 2 упражнения для улучшения слуха. Вам необходимо регулярно выполнять их, чтобы постоянно совершенствовать себя.

Умение слышать себя:
Еще одним не менее важным фактором является такое чувство, когда вы можете объективно услышать себя со стороны. Первое время вам будет очень противен ваш голос, не пугайтесь этого, это нормальное явление. Но со временем такой дефект должен пройти, и тогда вам станет просто необходимо записывать свой голос, а потом прослушивать их, чтобы анализировать свои ошибки. Пусть это будет диктофон или программы на компьютере, главное, чтобы звук был чистым. Делая такие упражнения, вы избавитесь от многих ошибок, и ваш голос будет все совершеннее.

Дыхание, артикуляция и дикция

Для того чтобы научиться хорошо петь, необходимо научиться правильно дышать. Вы не должны дышать, как попало, задыхаясь во время пения и издавая тем самым ненужные звуки. Дыхание должно быть максимально приближено к обычному. Старайтесь вдыхать резко, а выдыхать медленно и плавно. Очень важно контролировать длину выдоха и глубину вдоха. В дыхании участвуют мышцы диафрагмы и ребра. Заметьте, что поступать кислород должен именно через нос!  Для того, чтобы научиться правильно дышать и делать это незатруднительно, регулярно выполняйте упражнения, которые мы разберем ниже.

Петр Петрович изредка перемежает уроки занятными комментариями:
- Для меня так и осталось загадкой: кто из двух оперных гениев выше – Шаляпин или Ершов? (Он бывал на сцене с обоими). Дело в том, что Федор Иванович много гастролировал за границей, получил мировое признание. Ершов был известен только в России. Но по многим данным он не уступал, а в чем-то и превосходил Шаляпина.
Драматический тенор Ершов в это время был уже мало известен и в России, только по немногочисленным записям.
О своей работе в художественной самодеятельности:
- Наша задача здесь не в том, чтобы научить петь, а в том, чтобы нести в народ культуру, прививать любовь к настоящему искусству.
В отсутствие концертмейстерши позволяет себе вольные шутки.
- Покойный Федор Иванович Шаляпин, как-то стоя на репетиции, а кругом кордебалет, хор, покрутил под носом, как будто у него усы есть, и говорит: «Кого бы нам сегодня подъеть».
О способной и сексапильной ученице:
- Наверно, какой-нибудь свой парень уже просверлил ей дырку.
Как-то посоветовал:
- Голос береги.
- А что значит беречь?
- Е.. поменьше.
- Так вы говорили, что это только на мышцы живота влияет.
- А гормоны? Это всё истощается.
- И это влияет на голос?
- Еще бы! Был у меня знакомый баритон, который перед выходом на сцену «делал» хористку. Сначала голос звучит хорошо, затем значительно ухудшается. И быстро снашивается. Этот баритон через несколько лет сошел со сцены, «Прое. я свой голос», - жаловался мне. Влияет не только на голос, на память, на все состояние человека. Умеренно нужно!
Петр Петрович дал ему арию Фигаро из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», вероятно, для обучения артикуляции. Для него это был праздник жизни: «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный…»
У него плохо звучали отдельные согласные. Стал декламировать дома, сказал об этом Петру Петровичу. Он удовлетворенно одобрил:
- Вот это настойчивость! Настоящая работа, хорошее упрямство.
Хорошо заниматься с концертмейстером Ниной Васильевной. Милая, непосредственная женщина, которая, наверно, девочкой деловито и серьезно играла в куклы, теперь так же играет в жизни: «баритончики, тенорочки».

Педагог по вокалу его ученику – это близкий человек. Если он таковым не является уже на первом же уроке, то, как правило, раньше или позже обучение вокалу настолько сближает педагога и его ученика, что они становятся близкими людьми. А в присутствии близких людей можно петь как угодно плохо. На то они и близкие. (См. выше.)

За всю жизнь никто так и не потрудился объяснить мне, как правильно играть в ансамбле и петь в хоре. К счастью, я дошла до этого сама и делюсь теперь с вами. Прислушивайтесь к своим ощущениям, ведь музыка течет в двух плоскостях: в мелодической и ритмической.  И если с мелодией все понятно, то вот с ритмом... Меж тем необыкновенные ощущения появляются, когда начинаешь чувствовать музыку не только как придется, но и между долями, между пресловутыми "раз -и, два -и, три -и, четыре -и". Между долями можно успеть сделать многое, каким бы ни был темп: послушать соседа и вторые голоса, услышать аккомпанемент, посмотреть на дирижера и встроить следующую ноту четко в микрон следующей доли (не говоря уже о правильной звуковысотности этой ноты).

Это такое восхитительное чувство, когда голос сливается с другими, не выделяясь, но и не теряясь в потоке музыки, не ускоряясь и не отставая! Как здорово солировать, когда солирует твоя группа, и давать дорогу другой группе голосов! И ткать, ткать полотно неземной музыки. А в это время "ушки на макушке", ведь нужно следить за тем, что происходит вокруг, стараясь попасть ровно в долю со всеми, в унисон, в такт.

А теперь сравните этот уровень понимания музыки в целом, и ансамбля в частности с тем, что обычно творится в голове рядового хориста. "Ой, как бы  в ноты попасть! Ой, меня сбивают вторые голоса! Ой, а дальше-то там что, какие там слова-то???". Всем знакомо?

Выход: учите нотную грамоту! Учите как следует партии: свою и вторых голосов, ноты и текст! Берите ноты домой, и играйте на клавишах партию вторых голосов, одновременно пропевая свою, ведь это только на первый взгляд кажется безумием, при небольшой тренировке это становится очень приятным занятием.

И занимайтесь вокалом индивидуально, а не только в хоре. А если не можете, то хотя бы следите за тем, чтобы открывать рот не в форме буквы "о", а, так сказать, "на улыбке" ("оскале", петь "в масочку", "в переносицу", в общем, туда). Старайтесь слить свои согласные с согласными соседей по хору. И не вопите со всей силы, все равно слушатель этого не оценит. Развивайте свой голос самостоятельно, не полагаясь на то, что кто-то придет, и сделает это за вас, ни один дирижер физически не успеет позаниматься с каждым. И, кстати, хорист, который может самостоятельно дома разучить партию по нотам (и не только своего голоса, но и вторых голосов) очень ценится дирижерами. Так что делайте выводы! 

Пение под аккомпанемент

В прошлой статье я затронула тему пения в ансамбле, которая плавно подводит нас к пению под аккомпанемент, а затем и под фонограмму. Недавно один мой друг-музыкант сказал: "Играть под минус? Да ну! Что делать, если я хочу играть в одном темпе, а там другой? И замедляют там совсем в других местах...". Мой друг - музыкант хороший, вот только жаль, я не спросила: играл ли он когда-нибудь соло с оркестром?

Итак, самой большой тайной пения или игры под аккомпанемент является то, что ждать вас никто не будет. И неважно, поете ли вы с оркестром или только под фортепиано. В связи с этим вспомню несколько случаев из жизни.

Когда я работала в оркестре, самым страшным кошмаром оркестранта было исполнение произведений с солирующими оперными певцами. Потому что певцы понятия не имеют о ритме в музыкальном произведении. Хуже только поющие актеры. Это вообще ад.

Так вот, певцы творят, что хотят: когда не могут спеть пассаж - замедляют, длинные ноты ускоряют (дыхания-то не хватает). А на оркестр им всегда плевать. А ведь оркестр - это минимум 10 человек на сцене. И каким образом они должны подстраиваться под исполнителя? В результате получается вот что: исполнитель поет сам по себе, оркестр играет сам по себе, как привык, и, может быть, в конце произведения они сойдутся. Хотя и здесь возможны варианты.

Когда-то я солировала с оркестром. И вот что сказал мне мой педагог после репетиции (их обычно бывает в лучшем случае две): "Ошиблась? А поезд-то тю-тю! Догоняй оркестр, как знаешь, они тебя ждать не будут". И действительно: ваши проблемы с текстом, ритмом, нотами и пассажами оркестр не интересуют. И не должны интересовать. Они не будут останавливаться, выслушивать ваши жалобы и извинения и играть еще раз с того же места. 

Как-то раз нам выпал счастливый случай сыграть с одним из самых уважаемых оркестров страны. Репетиций, как водится, было всего две, причем на первой из них оркестр играл "с листа" (это означает, что партии они видели первый раз в жизни). Для любого неподготовленного солиста самым большим открытием является то, что произведение, над которым он корпел месяцами, а иногда и годами, для оркестрантов является всего лишь одним из многих. В тот раз даже меня, стреляного воробья, поразил некий альтист, который сидел, развалясь на стуле, и играл, что называется "от пуза" (держа инструмент в районе талии). Всем своим видом он показывал, что такому гению, как он, начхать и на этот оркестр, и на известнейшего дирижера, и уж тем более на этих недоумков солистов. Как вы думаете, его очень волновали проблемы голоса, темпов, дикции и интонирования? Я тоже думаю, что не очень.

Вернемся к нашей теме: аккомпаниатор, группа, оркестр - они все заодно, они задались целью свести вас с ума. Примите это как данность. Никто не будет вас ждать, у всех свои проблемы: дети, борщ, материальные трудности. Никто не будет вас ловить и ждать, пока вы выпилите или просюсюкаете свои пассажи вне темпа и ритма. И как итог: ваша партия должна отлетать от зубов в любом темпе! Учите ее намертво, пусть лучше вы будете временно невменяемы, твердя свою партию утром, днем и вечером, в разных темпах, чем вы будете спотыкаться и лажать на репетициях и концертах.

Последний пример из жизни. Как-то раз мы делали аранжировку на заказ. Потрудились на славу, как для себя. К сожалению, заказчица не смогла под нее петь: темп был чуть быстрее, чем она привыкла. Я сначала подумала, что она шутит, но нет, и она и ее педагог по вокалу твердили, что темп должен быть гораздо медленнее, чем у нас. Конечно, в медленном темпе вся аранжировка развалилась, а заодно развалилось и наше дальнейшее сотрудничество. Для меня до сих пор остается загадкой, как можно не суметь спеть под минус в чуть-чуть другом темпе? И я понимаю, если бы человек был просто с улицы, но он ведь занимался с педагогом! Какая каша должна твориться в голове подобного исполнителя!!!

Запомните раз и навсегда: учите свои партии так, чтобы исполнять их в любом виде, в любом темпе, в любой тональности, в любом настроении, в любом голосе или вообще без голоса, "под шофе" и "сильно под шофе", и даже "пьяным в стельку". На крыше небоскребов и в застенках гестапо. Учите намертво. Учите так, что даже если обвалится крыша или извергнется Везувий, вы все равно будете петь-петь-петь, не теряя напора, попадая во все ноты, и помня весь текст. И только тогда вас назовут профессионалом.

Опять же о профессионализме в сети или Мурашки как признак талантливого исполнения

Впервые опубликовано тут:

Заголовок, конечно, смешной. Вот только это правда: музыка, от которой мурашки по коже, почти всегда считается самой лучшей. И наоборот: если исполнение не вызывает мурашек, все. В помойку.

Я вспомнила об этом, когда прослушала исполнение некой песни неким певцом. Знаете, есть такие специализированные форумы для музыкантов, где можно выкладывать свои записи, а пользователи их обсуждают.

Я на такие форумы не ходок. Во-первых, "а судьи кто?". Выучив пару-тройку вокальных терминов хорошим вокалистом можно и не быть, зато это позволяет хорошо загибать пальцы. Во-вторых, это отнимает очень много времени. Тусоваться на форумах гораздо проще, чем учить нудные упражнения. В общем, лично мне это не нужно.

Но так вышло, что я-таки прослушала песню, которой восхищались пользователи. Песню, исполненную "Тем самым N", знаменитым не на одном вокальном ресурсе, с соответствующей аватаркой (в клубах дыма и с микрофонной стойкой промеж ног), который аккуратно отвечал на все комментарии, сыпал терминами, которых даже я не знаю, и всячески демонстрировал свою компетентность.

Желаю удачи.

MusicBox_elena_ermakОб авторе: Eлена Ермак — певица, педагог по эстрадно-джазовому вокалу высшей категории. Закончила музыкальное училище (дирижерско-хоровое отделение) и Институт современного искусства (вокальное отделение). Участвовала во многих телешоу, звёздных гала-концертах. Ведущая мастер-классов по вокалу для педагогов, а также в программе ≪LearMusic≫.

Наверх