Взаимодействие детей и родителей

Взаимоотношения родителей и детей

Взаимопонимание родителей и детей - частые вопросыВзаимоотношения родителей и детей – комплексная система взаимоотношений, предмет изучения психологии родительства, целью которой является определение механизмов развития связей между родителями и детьми, взаимного влияния поколений друг на друга, а также профилактика психологических проблем взаимопонимания родителей и детей. Сложности взаимоотношений родителей и детей являются наиболее частой причиной обращения семей к психологам. Современный институт семьи переживает кризис. Нестабильность семейных отношений, утрата умения и желания воспитывать ребенка должным образом определяется рядом внешних и внутренних факторов. Какие факторы влияют на взаимоотношения между родителями и детьми? Какие основные ошибки допускают современные родители, которые критично сказываются на формировании личности ребенка?

На основании результатов изучения взаимосвязи симптомов синдрома дефици­та внимания с гиперактивностью (СДВГ) все взаимоотношения были условно разде­лены на две группы: положительные и от­рицательные. Под положительными (37,1% семей) понимались отношения, ос­нованные на взаимной привязанности, чувстве любви и понимании между члена­ми семьи. Такие отношения выражались в эмоциональной насыщенности взаимодей­ствия ребенка и взрослого. Отрицатель­ный тип отношений (62,9% семей) выража­ется в том, что родители стараются удовле­творить лишь биологические потребности ребенка (накормить, одеть и т.д.), не счи­тая необходимым играть и общаться с ним. В таких семьях часто возникают про­блемы, связанные как с детско-родитель-скими взаимоотношениями, так и с отно­шениями с внешним окружением. У неко­торых родителей из таких семей было вы­явлено чувство вины за неправильное вос­питание.

Изучение причин конфликтов детей 3-7 лет с родителями, способов их поведения в конфликтных ситуациях, а также условий их преодоления дало свои результаты.

1. В конфликтных ситуациях дети чаще занимают пассивно-оборонительную пози­цию, но порой демонстрируют и агрессив­ность, которая носит, как правило, защит­ный характер. Однако нередко дети прояв­ляют потребность в отстаивании собствен­ных установок и мнений, практичность и трезвость суждений. Основные причины, чаще всего приводящие к конфликтам: чувство соперничества, стремление при­влечь к себе внимание, завоевать симпатии окружающих и признание ими индивиду­альности, психологическая и социальная незрелость детей, неумение общаться.

2. При изучении поведения родителей в конфликтных ситуациях было установле­но, что только в 20% случаев конфликты разрешаются ими конструктивно; причем матери, бабушки и сестры более склонны к разрешению конфликтов с детьми, чем от­цы, деды или братья.

Педагоги приводят и такие примеры: дети приходят из дома по-разному подготовленными к детскому саду. Один ребенок уже может себя обслужить, у него достаточно развита речь, навыки делового общения, другой ребенок заметно отстает в развитии в силу чрезмерной опеки взрослых. Доказано, если у ребенка налажено "деловое общение" со сверстниками и взрослыми, развиты навыки самообслуживания, адаптация проходит более успешно.

Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, семья — самая благоприятная среда для воспитания ребенка в возрасте до трех лет, где отношения построены на любви и взаимной привязанности; с другой — возможности семьи в воспитании не всегда используются родителями, и семья не справляется с воспитанием.

Иногда родители используют неоправданные наказания, запугивают ребенка, делают ему многочисленные замечания. Так, мы были свидетелями сцены, когда один папа кричал на ребенка, а на замечание педагога ответил: "Тихо! Я воспитываю!"

Также конфликты могут возникать, если ребёнок не выполняет какие-либо свои обязательства – например, не выучил уроки или не прибрал в своей комнате. В этом случае родителям необходимо набраться терпения, и попытаться убедить ребёнка в том, что это необходимо для его же блага.

Причин для ссор и недомолвок среди родителей и детей очень много, тем более, если последние находятся в подростковом возрасте, когда происходит интенсивный духовный и физический рост. Однако в любой ситуации всегда можно отыскать компромисс – и, прежде всего, это зависит от взрослого, от его действий и поступков. Родителям следует предоставить подросткам необходимые условия для их развития, помогать им формировать правильную самооценку, при необходимости провести с ребёнком беседу на равных и помочь советом. Необходимо с пониманием относиться к переменам настроения подростка, его предпочтениям в музыке или одежде, или странным, на ваш взгляд, увлечениям. Возможно, стоит отказаться от некоторых запретов и ограничений, если то, что делает ваш ребёнок, не является аморальным или запрещённым. Помните о том, что ребёнок – это, прежде всего, личность, интересы которой нужно уважать, и они не всегда будут следовать вашим советам.

Любой детско-родительский праздник состоит из четырех частей:


  • театрализованное представление, в котором свое актерское мастерство и творческие таланты могут показать все субъекты образовательного процесса;

  • общее чаепитие, для которого стол накрывается в соответствии с темой подготовленного праздника;

  • игры и конкурсы для детей и взрослых подвижного, певческого, интеллектуального и шуточного содержания;

  • рефлексия, отражающая собственно отношение участников образовательно-воспитательного процесса к проведенной совместной деятельности.

На наш взгляд, успех данных мероприятий обретает высокий уровень значимости при условии, когда педагоги и родители становятся союзниками в обеспечении эмоционального благополучия детей, их социальной уверенности, самооценки и творческой активности.

Данная деятельность предусматривает тесное взаимодействие всех работников центра раннего развития детей ЧДОУ «Софи» г. Уфы. При подготовке и проведении праздников осуществляется дифференцированный подход к родителям и детям, наиболее раскрепощенные и артистичные из них участвуют в режиссерских постановках, а другие — в организации игровой программы и оформлении помещений, где непосредственно проводится праздник.

Таким образом, использование формы сотрудничества центром раннего развития детей и семьи, как детско-родительские праздники, способствует выстраиванию положительных и искренних отношений между участниками образовательного процесса, позволяет убедить взрослых в том, что их непосредственное участие в жизни дошкольного учреждения необходимо и нужно как для их ребенка, так для них самих.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.

ВАРИАНТ Г. Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей.

Такой вариант отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими взаимоотношениями. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у последних чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители все же остаются их искренними доброжелателями.

ВАРИАНТ Д. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом родители, скорее, правы.

Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда те еще не могут в полной мере оценить опыт родителей, их усилия, направленные на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, идущие во вред учебе, здоровью, временные увлечения детей, а в некоторых случаях – аморальные поступки. Вполне естественно, что родители бывают крайне обеспокоены всем, что может нанести детям моральный и физический вред. Исходя из своего жизненного опыта, взглядов они стараются объяснить возможные последствия такого поведения, но наталкиваются нередко на непонимание, неверие, сопротивление. Важно, чтобы родители всегда стремились глубоко разобраться в стремлениях детей, проявляли терпение, уважение к их доводам и аргументам, так как дети, даже будучи неправыми, обычно бывают искренне убеждены, что правы именно они, а родители не могут или не хотят их понять.

Обычно все перечисленные типы родителей редко встречаются в чистом виде. Большинство из нас сочетают в себе черты и “требовательных”, и “критикующих”, и порою “сверхопекающих” и “отстраненных” родителей.
Как же быть, если вы обнаружили в себе тревожные признаки, описанные выше? Прежде всего не впадайте в панику и не упрекайте себя за ошибки.

* Постарайтесь обрести внутренне покой и выработать спокойное отношение прежде всего к своим собственным родителям.

*Пересильте в себе чувство превосходства над детьми.

*Старайтесь выработать к ребенку ровное и спокойное отношение.

ПОСТАРАЙТЕСЬ СТАТЬ «ОТВЕТСТВЕННЫМИ РОДИТЕЛЯМИ»

Вместо постоянного контроля за жизнью детей, надо доверять им, давать право выбора. Это залог того, что они вырастут уверенными в себе, с большими личностными ресурсами и умением принимать ответственные решения.
Если родители научились быть ответственными, они не станут демонстрировать свое превосходство над детьми, а всячески будут внушать им, что надо полагаться на самого себя. “Ответственные родители” убеждены, что они нисколько не лучше, но и не хуже своего ребенка. И дети вырастают уверенными в своем равенстве с другими детьми, что помогает им прочно стать на ноги во всех смыслах слова.
Взаимное уважение –вот главный принцип “ответственных родителей”. Они избегают ситуаций, в которых дети чувствуют себя виноватыми. Без чувства вины ребенку легче уважать своих родителей и себя, проще налаживать контакт со сверстниками.
“Ответственные родители” не боятся обнаружить перед детьми свое несовершенство, но не забывают и о сильных сторонах, реальных достоинствах –как своих, так и детей.
Ребенок, воспитанный в такой семье, фокусирует свое внимание на решении конкретных жизненных задач, не думая о возможном провале, не испытывая страха по поводу того, что не справится или как на это посмотрят другие люди.
Дети склонны рассматривать свои ошибки как брошенный им вызов и пытаются сделать то же самое снова и снова, пока, наконец, не добьются успеха. Дети “ответственных родителей” гораздо терпимее к другим.
Такие родители учат детей собственным примером, что “люди всякие важны, люди всякие нужны”. И они не боятся говорить, когда нужно, “нет” ребенку. Но в основном: “Мне действительно очень нравится, как ты это сделал”, “Это свидетельствует, как много труда ты вложила”, “Я понимаю твое огорчение, потому что знаю, как ты старался”, “Я так горжусь тобой!”, “Ты и вправду оказываешь мне огромную помощь”, “Я действительно уважаю твое мнение” и т.д.

Мамы, папы и детские психологи делятся с вами своими секретами – как воспитать счастливых и уверенных в себе детей

5.    Стопин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. - 287 с

6.    Schaffer D.R., Brody I.H. Parental and peer influences on moral development // Par¬ent-child inderactional. Theory, research and prespects / Ed. by R.W. Henderson. -N. Y, 1981. - P. 83-120.

7.    Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви / Пер. с англ. - М., 1990.-160 с.

Прочитав статью «Люди-трамваи» Вы узнаете о том, что современная психология думает о такой проблеме, как «истеричный ребёнок» и как с этим бороться...

В общем, психология взаимоотношений детей и родителей - такое обширное поле, что даже на нашем скромном сайте этому уделена львиная доля пространства. Поэтому, добро пожаловать на раздел «Дети». Там Вас ждут ВСЕ статьи по психологии, по взаимоотношениям детей и родителей, психологические и развивающие игры-упраж­нения, разборы воспитательных методик, как вошедшие. Так и не вошедшие в этот краткий обзор.

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru - психологический портал тренингового центра "1000 идей"

Вернуться назад