Развитие ребенка в 3 года

Психическое развитие ребенка третьего года жизни.

Психическое развитие ребенка третьего года
жизни

- Физиологические предпосылки
интеллекта
- Деятельность родителей, направленная
на развитие речи, мыслительных процессов
- Развивающие речевые игры
- Деятельность родителей, направленная
на развитие у малыша навыков самообслуживания

психологические тесты для детей, развивающие игры и упражненияНа
третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех
органов и психологических функций ребенка.

Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость,
удлиняется активное бодрствование до 6-7 часов в сутки. Ребенок
может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно.
Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом
без отвлечения. Теперь ребенку трудно быстро переключаться с одного
вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы
пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос.
Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становится
трудно.

Ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится
быть хорошим и во всем походить на вас. К сожалению, часто бывает
так: "Говори спокойно, не кричи", - внушает своему сыну
мама, а через минуту сын слышит, как мама громко отчитывает папу.

специально для деток, которые
только начинают свое знакомство с компьютером. В нём вы
найдете самые простые онлайн игры для детей 3 лет, направленные
на развитие мышления, речи, знаний о мире, памяти и внимания.
Их отличает простой, понятный интерфейс; яркое, красочное
оформление и элементарные задания, подходящие для детей
от 2 до 3 лет. На этой странице собраны игры, помогающие
малышам усвоить такие сложные понятия, как "один
– много", "выше – ниже", "меньше –
больше" и другие. Ребенку, которому скоро исполнится
или уже исполнилось 3 года, понравится решать несложные
задачки, а если возникнут трудности, обязательно помогите
малышу справиться с заданием."Развивающие
игры для детей 3 лет"
создан раздел games-for-kids.ruНа
сайте

                игры для малышей        игры для детей 3 лет        игры для детей 3 года

специально для деток, которые
только начинают свое знакомство с компьютером. В нём вы
найдете самые простые онлайн игры для детей 3 лет, направленные
на развитие мышления, речи, знаний о мире, памяти и внимания.
Их отличает простой, понятный интерфейс; яркое, красочное
оформление и элементарные задания, подходящие для детей
от 2 до 3 лет. На этой странице собраны игры, помогающие
малышам усвоить такие сложные понятия, как "один
– много", "выше – ниже", "меньше –
больше" и другие. Ребенку, которому скоро исполнится
или уже исполнилось 3 года, понравится решать несложные
задачки, а если возникнут трудности, обязательно помогите
малышу справиться с заданием."Развивающие
игры для детей 3 лет"
создан раздел games-for-kids.ruНа
сайте

                игры для малышей        игры для детей 3 лет        игры для детей 3 года

                игры для малышей        игры для детей 3 лет        игры для детей 3 года

Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими
поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает
вам в каждой мелочи. Даже может имитировать походку, тем более что
его моторное развитие становится более совершенным. Оно качественно
улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять
своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние
движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например,
по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно
осваивает велосипед.

На третьем году жизни совершенствуется тонкая моторика, что позволяет
ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом,
застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Иногда дети двух-трех лет отказываются от самостоятельных действий,
требуя, чтобы их кормили, одевали и т. д. Необходимо понять причины
такого поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку
стало скучно - своевременно усложните требования к нему. Ведь ему
присущ интерес ко всему новому, более сложному и трудному. Не задерживайтесь
на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку
не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится
стать "маленьким", беспомощным, вернуть то время, когда
мама принадлежала целиком только ему. Вот, например, как выразил
эти чувства мой сын:

- Мама, я тебя проглочу!
- Ну, как же, ты тогда будешь плакать, меня искать!
- Нет, не буду. Ты же все время со мной будешь. (И он похлопал себя
по животу.)

Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис
трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания
ребенком себя как личности. Он сознательно говорит "я":
"Я не хочу, я не буду!" Он узнает себя в зеркале и на
фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит
от того, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте
шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку
нужно все разъяснять.

Мама говорит малышу: "Сейчас мы с тобой пойдем в магазин,
нам нужно купить продукты, чтобы приготовить обед
". Без
умения договориться с ребенком - уважая его как личность, ваша жизнь
может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные
черты характера.

Ребенок со сломленным "я", возможно, и станет послушным;
он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла",
будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же
добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей,
со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь
уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но, как говорится,
в пределах разумного.

Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо
понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Словарный запас к
трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все
части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится
более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако
родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.

В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения
не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью
речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение
речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок
не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они
даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем
случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию,
обогащает словарный запас.

Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как,
зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном
развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.

Как отмечает Гарбузов В. И., если ребенок во второй половине третьего
года жизни задал вопрос "почему?", он безоговорочно умен,
так как это означает, что малыш задумался. Его заинтересовали причины
явлений и их взаимосвязи. "Почему из крана течет вода? Почему
идет снег? Почему темнеет на улице?"
и т. д.

Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало,
- глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись,
- поверхностен и он будет.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является
игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только
с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь
он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии
с ним игрушки или какие-то предметы.

Физическое развитие

В 3 года вес мальчиков составляет около 13,7-16,1 кг, вес девочек составляет около 13,1-16,7. Рост мальчиков составляет около 92-99 см., рост девочек составляет около 91-99 см. Окружность грудной клетки у мальчиков составляет около 50,3-54,7 см, у девочек - 49,8-53,9 см. Трёхлетний ребёнок может выполнять одновременно два действия. Многие дети с удовольствием осваивают трёхколёсный велосипед. Ребёнок легко перешагивает через препятствия на полу высотой до 30 см. чередующимся шагом и перепрыгивает через линию на полу. Дети в 3 года очень подвижны, они бегают, прыгают, спрыгивают с небольшой высоты, ловят мяч, залезают на лесенки, скатываются с горки и т. д. У ребёнка усложняются движения рук, у него хорошо развита координация движений.

Очень хорошо как можно чаще вовлекать ребенка в домашние дела — это и развитие, и посильная помощь маме. Тем более, что дети очень любят работать руками и способны быть неплохими помощниками уже в достаточно раннем возрасте.

практическое развитие ребенка в 3 года

Развивающие занятия для трехлетнего ребенка будут включать в себя различные пересыпания, переливания, шнуровку, сортировку, ролевые игры, задания на изучение и познание окружающего мира, творчество и т.д. Очень важно все, что развивает движение, ловкость и координацию рук. Но помните, что пособия для игр должны быть удобными для ребенка и подходить ему как по возрасту, так и по уровню сложности.

Мы и раньше учили нашего ребенка общаться со сверстниками, прививали ему навыки культурного поведения и принципы морали, но в этом возрасте это становиться еще более актуальным, так как с трех лет у ребенка особенно возрастает потребность в общении со сверстниками. Дети лучше сопереживают и понимают друг друга, вместе играют в ролевые игры. Но сильно шумная компания может переутомить ребенка.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне практического развития:

  1. Свой огород. Заведите с ребенком на окне небольшой огород, например, посадите в горшочки лук. Поливайте его, ухаживайте за ним, следите за ростом. Даты и время полива, степень роста отмечайте в специальной таблице, которую повесьте рядом с огородом. Пусть ребенок каждый раз вытирает воду тряпочкой, когда он ее пролил.
  2. Моем посуду. Научите ребенка мыть посуду. Если боитесь, используйте пластиковую посуду. Для начала покажите ребенку, как вы сами это делаете, начиная от процесса мойки тарелок до уборки. Затем пусть ребенок попробует сам. А вы его хвалите и корректно направляйте, если у него не очень хорошо получается.
  3. Рисование нетрадиционными материалами. Разнообразьте ваше рисование использованием различных техник, например, рисование пипеткой и «снежком» из бумаги. Пусть ребенок набирает пипеткой краску, и на его полянке неожиданно закапает дождик, который затем перерастет в настоящий ливень (сминаем бумагу в виде снежка, затем макаем его в краску и «топаем» по бумаге, проговаривая «вот какой сильный дождик полил»).

Значительно увеличивается объем непроизвольного внимания, повышается его устойчивость, т. е. время, в течение которого ребенок может удерживать внимание на определенном предмете или действии. Но если ребенок на четвертом году жизни может играться до 50 минут, то рассматривать рисунок или картину он способен не более 8–10 секунд.

Воображение имеет преимущественно произвольный характер 


Режим дня ребенка – это расписание действий - кормление, игра, прогулка, сон, которые чередуются в определенном порядке и через определенный промежуток времени. Установленный распорядок помогает малышу чувствовать себя комфортно в течение всего дня. Его организм, настроенный на слаженный ритм, будет сам требовать приема пищи или отдыха в одно время. Ребенка не нужно будет подолгу укладывать спать или заставлять поесть. Хорошо отдохнувший и сытый, малыш всегда будет находиться в хорошем расположении духа. Будет активным, любознательным, энергичным. Чтобы не сбить ритм, отклонения от установленного в распорядке дня времени, не должны превышать 30 минут.

Потребность в пребывании на свежем воздухе составляет примерно 4 часа. Это время разбивают на две-три прогулки. Не стоит пропускать выход на свежий воздух, если на улице дождь. Достаточно надеть резиновые сапожки, дождевик и взять зонтик.

Игры и развлечения в три года уже не обязательно проходят под руководством взрослого. Ребенок может сам себя занять, собирая конструктор, мозаику, рисуя, или играя. Так малыш проявляет самостоятельность, а у мамы появляется еще немного свободного времени. Конечно, необходимо обязательно контролировать ребенка, периодически заходя в комнату и проверяя, чем он занимается.


Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что‑то плохо (не успел в туалет, разлил воду), ожидает от взрослого отрицательной оценки. Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Понимает, если плохо делает кто‑то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку: «Нельзя обижать (ломать, рвать, отнимать, драться)».


Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.


Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека. Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям. Могут возникать страхи, боязнь темноты.


Формируются чувство осторожности и понимание опасности. Начинает ориентироваться в понятиях: опасный – безопасный, вредный – полезный. Однако и в этом возрасте надо продолжать объяснять ребенку возможные опасности, как это описано в предыдущем этапе «2 года 6 месяцев».
Выполняет словесные инструкции, состоящие из четырех‑пяти этапов.
Становится более сговорчивым, начинает понимать разницу между прошлым и будущим и осознает возможность отложить немедленное исполнение своих желаний на будущее. Делает попытки наводить вокруг себя порядок.
При правильном воспитании проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно выслушивает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.


Вместе с тем может быть непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях. Часто повторяет: «Я сам».
По сравнению с этапом «2 года 6 месяцев» уже все дети должны четко понимать количественное соотношение (один и много). Для проверки этого понимания можно провести тест.

Лучше всего утоляет жажду кипяченая вода, охлажденная до комнатной температуры. Также детям можно пить слабо заваренный чай, компоты, кисели, напитки из трав и плодов. А вот о кофе лучше забыть до 12 лет.

Сон

Дневной сон, которому дети в этом возрасте так активно противятся, пока еще необходим большинству малышей (оптимальный режим сна: 10-11 часов ночью и 2-2,5 часа днем*). Помочь ребенку заснуть днем может сокращенная версия вечернего ритуала подготовки ко сну, который принят в вашей семье. Задерните шторы, убавьте звук у работающих приборов, прочитайте небольшую сказку.

Если малышу не нравится само слово «сон», предложите ему просто полежать и отдохнуть. Объясните ребенку, что, даже если он уже вырос и ему не надо спать днем, то его маленьким «друзьям»-игрушкам отдых просто необходим, и их надо не только уложить их спать, но и показать им хороший пример и лечь в кроватку самому.

Если у вас есть возможность, прилягте отдохнуть вместе с малышом, скажите ему, что вы устали, попросите его помочь вам заснуть.

Однако эти симптомы родители замечают редко: то, что не вызывает проблем, не останавливает на себе их внимания. Более всего в этом возрасте их настораживают все более частые случаи лживости, злопамятности, безудержного хвастовства, невероятной хитрости и изворотливости. Например: не в меру любопытному ребенку запретили трогать пылесос. Выждав, когда мама выйдет из комнаты, он подошел к окну, задернутому шторой: "Тучка, можно тлогать пылептош?" - "Можно, Кила (Кира), можно", - сам себе разрешил он и со спокойной совестью занялся запрещенным предметом.
Способность обходить нежелательные запреты с помощью фантазии - очень развита у детей "кризисных" трех лет. Вообще воображение в этом возрасте сильно активизируется и используется ребенком для самых разных целей. Прежде всего оно играет главную роль в его предметных действиях, поскольку позволяет планировать их заранее, перебирать в уме способы их достижения и удерживать в памяти конечную цель. Это. так сказать, продуктивное и полезное воображение.
Однако довольно часто ребенок вынужден использовать воображение для защиты своего достоинства и своих прав. Это-то защитное воображение более всего и настораживает родителей, хотя именно они чаше всего и вызывают его к жизни.
Запреты заставляют ребенка активизировать свое воображение, чтобы обойти их. Ведь предметная деятельность крайне важна для него. В трехлетнем возрасте "я" ребенка своеобразно сращивается с первыми самостоятельными результатами в деятельности. Его гордости нет предела.: успех в действиях с предметом как бы уравнивает его в правах с нами, взрослыми. Предметная деятельность - то единственное, что он может повторить вслед за нами и так, как мы. Это для него очень важно, поэтому лишить его возможности пылесосить, как мама, или забивать гвозди, как папа, практически невозможно.
Защитное воображение порождает и хронический неуспех в предметной деятельности, и частую критику родителей. Это больно ранит малыша. Успех и неуспех в этом возрасте так тесно связаны с его "я", что непризнание его достижений он воспримет как личное поражение, как трагедию, как сигнал о его малой ценности для родителей. И повести себя он может по-разному: замкнуться в себе, стать нерешительным и слезливым, а может просто "придумать" свой успех.
Все эти проявления тревожны и симптоматичны. Если ребенок стал часто обманывать вас, если он заранее пугается ваших строгих замечаний и пытается отвести от себя вину с помощью вымысла, прежде всего задумайтесь о своем поведении, пересмотрите систему своих оценок и способы наказания - соответствует ли их суровость его провинностям, нет ли в них избыточной обиды для его самолюбия. Симптомы детской лжи легко преодолеваются, если сразу ликвидировать причины, их вызывающие, в противном случае они могут закрепиться надолго, если не навсегда.

Воображение и страхи

С воображением тесно связаны и "кризисные" страхи. Их отличие от прежних - они не просто реакция ребенка на необычные и сильные раздражители. В два года он вполне может удариться в рев, услышав впервые шум кофемолки или звуковой сигнал сирены: срабатывает инстинкт самосохранения. Плачем он привлекает внимание родителей к дискомфорту, учась различать опасные и безопасные новшества, вторгающиеся в его жизнь.

Девочки и мальчики в 3 года

Большую разницу между мальчиками и девочками в 3 года можно заметить в их речевом развитии, а также в том, как именно они воспринимают речь окружающих.

В процессе общения с взрослыми и детьми ребенок двух-трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему.

Если с большинством тестов ребенок не справляется, проконсультируйтесь у специалистов.

Поводом для обращения к специалистам по детской психологии могут быть также эмоциональные проблемы у ребенка:

  • постоянная пугливость;

  • неудачные попытки заговорить;

  • неспособность сосредоточенно играть с чем-либо в течение десяти минут;

  • избыточная активность;

  • постоянная и повышенная агрессивность.


Упражнения и развивающие игры для ребенка третьего года жизни Вы можете посмотреть в разделе "игры и занятия для детей"

источник adalin.mospsy.ru

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Код для форума:

Вернуться назад