» » Ребенок не хочет идти в сад

Ребенок не хочет идти в сад

Не хочу в детский сад! А что скажет психолог?. Наш ребенок.

Содержание:

Трудности привыкания малыша к детскому саду порой доставляют родителям много волнений и хлопот, иногда приходится даже обращаться за советом к психологу. На сайте Det-sad.com, посвященном детским садам, психологи-консультанты не раз разбирали письма обеспокоенных родителей. Публикуем наиболее яркие вопросы-ответы.

К содержанию

Не хочу в детский сад!

Всем здравствуйте! Может быть, вы знаете, как нам помочь? Моей дочке 2 года 4 месяца. Она очень эмоциональная и застенчивая девочка, сильно привязана к маме, и даже с родственниками ведет себя настороженно. В детский сад мы пошли 1 сентября при полном параде. Давно мечтали о детском садике, о новых друзьях, ждали, пока подрастем. Заранее перешли на садовский режим дня, постоянно разговаривали о тете-воспитательнице, к которой можно будет подойти с любым вопросом или проблемой, пока мамы не будет рядом.

Первый день в детском саду... Возможно, потом он сотрется из памяти,
но сейчас вы помните каждое движение вашего чада и каждый взгляд,
который он бросил на вас при расставании на несколько часов...
Разберемся, с какими проблемами сталкиваются дети и родители, и научимся
с честью выходить из сложных ситуаций.

«Если у малыша неожиданно пропадает желание
ходить в детский сад, то, на мой взгляд, причины этой ситуации могут
быть в следующем: конфликт с кем-то из детей в группе (возможно, кто-то
из ребят обидел вашего ребенка или сказал ему что-то обидное) или
конфликт с воспитателем (велика вероятность именно этого, если ребенок
спрашивает, какой из воспитателей будет сегодня). Чтобы понять, почему
ребенок сопротивляется, попробуйте поиграть с ним «в детский сад» с
игрушками: обыграйте сценарий одного дня в группе. Обязательно
поговорите с воспителями, объясните им, что ваш ребенок очень ранимый, и
попросите их уделять ему чуть больше внимания. Все люди разные, и дети
тоже: кого-то можно ругать, а кого-то даже малейшее повышение голоса
может ввести в ступор. Ребенок промолчит, но обида будет накапливаться».

Годовалый малыш, конечно, может и не понять, почему его любимую мамочку заменили на не слишком ласковую чужую тетю. Однако его организм будет молча страдать, реагируя на это частыми простудами и болезнями, плохим настроением и потерей интереса к окружающему миру. Одним из ярких проявлений признаков раннего посещения садика являются изменение взгляда и мимики ребенка, его осанки и манеры двигаться и частые респираторные заболевания.

Даже если вы собираетесь отдавать ребенка в садик в трехлетнем возрасте, начинать его подготовку к этому надо как можно раньше. Для адаптации ребенка к коллективу необходимо научить ребенка делиться игрушками, а учить этому его лучше всего в песочнице. Обычно родители стараются не вмешиваться, когда малыш нападает во время игры в песочнице на других детей и отнимает у них игрушки. Действительно, такое поведение малыша не имеет ничего общего с агрессией.

Итак, главный принцип, который поможет вам преодолеть трудности адаптации: “Спокойна мама – спокоен ребенок!” Чем меньше у родителей сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше шансов, что ребенок рано или поздно обязательно справится. Малыш, чувствуя уверенность мамы и папы, привыкает гораздо быстрее.

Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы выдержать испытание, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что плачет! Хуже, когда он настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не стоит бояться детских слез и сердиться на ребенка за “нытье”.

Будьте уверены, что воспитатели и психологи в детском саду решают задачу комфортной адаптации детей. Проводятся специальные игровые занятия. Постепенно дети начинают раскрываться, больше улыбаться, смеяться, разговаривать, с удовольствием включаются в совместные забавы. И вскоре утренний плач становится исключением.

Но необходима и помощь родителей, их внимательное отношение к ребенку в этот период, стремление понять его чувства и принять их. И малыш привыкнет, а потом и полюбит ходить в садик. Там на самом деле очень интересно!

История вторая: “Вредный” Никита, или Не сошлись характерами

Никите 5 лет, и он под любым предлогом готов остаться дома. Он даже пытается симулировать плохое самочувствие, лишь бы не ходить в садик. А если по-настоящему заболеет, то не скрывает своей радости. Маме Никиты, Марине, понятно, почему так происходит. У Никиты “не сложились отношения” с воспитателем в группе, Ириной Семеновной. Она, по мнению мамы, слишком строга к мальчику. Конечно, Никита очень активный, непоседливый и всегда дает сдачи, если его кто-то тронет. Воспитатель часто рассказывает маме о том, что “натворил” ее сын. А позитивной информации она не слышала очень давно. По рассказам сына Марина поняла, что Ирина Семеновна относится к нему с предубеждением, заранее не ожидая от него ничего хорошего. Марина хотела поговорить с педагогом, но боялась, что отношение к ребенку станет еще хуже.

Причина: Сложные отношения с воспитателем

Когда вы оставляете ребенка в детском саду, самый важный вопрос: с кем вы его оставляете? Никто, думаю, не поспорит с тем, что личность педагогов, с которыми ребенок проводит большую часть дня, пока вы на работе, имеет первостепенное значение. Странно, но приходится наблюдать, как одного и того же воспитателя некоторые дети обожают, а другие – почти ненавидят. Первые будут обнимать, ласкаться, заглядывать в глаза и слушаться беспрекословно. Вторые – игнорировать, стараться не попадаться на глаза, а то и демонстративно нарушать запреты и правила. Поэтому и родители первой группы не понимают, о чем речь: их-то дети с удовольствием ходят в садик именно к этому воспитателю! Впрочем, иногда ситуация складывается по принципу “шила в мешке не утаишь”, когда почти все родители считают, что им достался не лучший педагог. А некоторые готовы его терпеть, не более. В этом случае большинство детей к посещению садика относятся “прохладно” и уж тем более не рвутся туда.

Почему у ребенка “сложные” отношения с воспитателем? Истоки проблемы нужно искать либо в ребенке, либо в воспитателе. В результате возникает ситуация, которую можно охарактеризовать известным выражением “не сошлись характерами”. По моим наблюдениям, так бывает, если педагог придерживается авторитарного стиля общения: достаточно жестко регламентирует правила, шаг влево или вправо считается побегом, а за “неверно” нарисованный цветочек следует убийственный взгляд. Такие воспитатели желают, чтобы все дети были идеально послушны, делали бы все сразу и быстро, никогда не отвлекались, громко не кричали, быстро бегали только на физкультуре, рисовали идиллические картинки, но ни в коем случае не роботов, играли бы в настольные игры, чинно сидя за столами. Что за прелесть! Но дети – иные существа и не вписываются в столь прекрасный план. И чем строже ожидания педагога, тем больше детей “не впишутся”. И тем больше они получат порицаний. И тем меньше у них будет желания вновь встретиться с этим воспитателем.

Дети наши, конечно, тоже не ангелы. Очень непоседливые, не желающие выполнять общие правила. Некоторые постоянно нарушают “границы” других людей (и взрослых, и детей), не заботясь о том, приносит ли это тем неприятности. Все больше детей с самостоятельным мышлением, а значит, с ними труднее договориться и даже понять их мнение. Часто они не желают шагать строем и делать то, что предложено всем. И чем в более “обязательном порядке” предложено, тем меньше желания у них выполнять это. Им вообще непросто в рамках детского сада, а у жесткого педагога – тем более. Но “сложный” характер ребенка вовсе не гарантирует проблем. Напротив, у лояльного воспитателя-демократа такие дети просто расцветают.

Как может педагог выражать свое негативное отношение к ребенку?

…делать замечания только ему одному, даже если не правы были оба ребенка. А чаще – не разбираться в ситуации вообще, повесив на него “ярлык”;

…при других детях отпускать в отношении его язвительные фразы;

…наказывать сильнее, чем в той же ситуации другого ребенка;

…игнорировать его вопросы, просьбы, желание высказаться, а особенно – позитивные поступки.

Иногда отношение воспитателя очевидно для родителей: она регулярно жалуется на ребенка, просит “повлиять”, но никогда не подсказывает, как именно это сделать. И не обещает поддержку со своей стороны. Порой отношение к ребенку остается за дверьми группы, и родители могут узнать о нем только из рассказов самого малыша.

Справедливости ради стоит заметить, что необязательно педагогу быть монстром, чтобы отношения не сложились. Иногда достаточно небольшой бестактности, невнимания или окрика – и ребенок, особенно чувствительный, обидится. А тревожный малыш получает массу негативных эмоций, даже если воспитатель кричит на другого ребенка, хотя его самого и “не трогают”. Порой маленькие дети просто боятся громкого голоса, особенно если в их семье принят спокойный стиль общения.

Мини-тест: Отношения с педагогом

Проанализируйте утверждения и поставьте “галочку” в нужной графе.

34

Подведем итоги. Чем больше раз вы сказали “верно”, тем больше вероятность того, что причина нежелания ребенка ходить в садик связана с воспитателем. Нужно действовать!

Поговорить с воспитателем: нужно!

Часто родители не хотят разговаривать с воспитателем из опасений, что та потом “отыграется” на ребенке. Но такая позиция лишь маскирует их неуверенность в себе и неумение отстаивать свою точку зрения. Иногда события принимают такой оборот, что родители просто обязаны во всем разобраться и, если нужно, защитить интересы малыша. Ребенок должен чувствовать, что вы готовы прийти к нему на помощь. Ведь он на вашем примере учится, как действовать в конфликтных ситуациях. И если родители предпочитают “спрятать голову в песок”, то не стоит потом удивляться бесхребетности своего чада. Ребенок не может сам “бороться” с воспитателем. Есть хорошее правило: если у тебя конфликт с другими детьми, справляйся сам, мы можем помочь только советом; но если тебя обижает взрослый, то тут наша очередь действовать. В каких ситуациях необходимо разговаривать с педагогом?

1. Если произошел единичный, но серьезный случай, который повлек или мог повлечь физический или моральный вред для ребенка. Например, оскорбление или унижение перед остальными детьми, халатность, в результате которой ребенок заболел или пережил стресс.

2. Если что-то тревожащее повторяется систематически: беспричинные, на ваш взгляд, наказания, предвзятое или неуважительное отношение к ребенку.

Конечно, начинать разговор стоит только в том случае, если вы можете четко сформулировать суть своего недовольства и предложить рациональный путь выхода из ситуации.

Поэтому, если проблема, на ваш взгляд, достойна обсуждения, нужно подготовиться. Для начала настройтесь на разговор на равных. Попытка учить педагога, ставить себя выше его вызовет защитную реакцию и помешает рациональному общению.

Так же как и просительная позиция, когда вы ставите педагога выше себя. Подумайте о месте и времени: лучше всего обсуждать ситуацию один на один.

И пожалуйста, не распаляйте себя перед беседой! Вы не будете выглядеть убедительнее, а вот ясность мысли потеряете наверняка.

Алгоритм беседы

Разговаривая с педагогом о том, что вас взволновало или возмутило, нужно придерживаться определенного алгоритма, который позволит достичь взаимопонимания и разрешить конфликт. В течение всей беседы следует держать в голове две цели: проблема больше не должна причинять вреда вашему ребенку, и добрые отношения с воспитателем должны быть по максимуму сохранены. Любое свое слово “примеряйте” на эти цели, и вы поймете, что стоит говорить, а что нет.

Шаг первый: правильное начало. Прежде всего, нужно поблагодарить педагога за готовность встретиться с вами и обсудить проблему. Достаточно одной или нескольких фраз, выражающих признательность: “Спасибо, что, несмотря на позднее время, вы готовы обсуждать со мной то, что меня беспокоит”. Такое начало настраивает на позитивное общение и снимает излишнее напряжение как у воспитателя, так и у родителя.

Шаг второй: выражение надежды на урегулирование ситуации. Например: “Я надеюсь, мы найдем решение, которое будет устраивать нас обоих. Я уверена, что мы готовы к конструктивному общению”. Этот шаг закрепляет позитивную позицию и дает возможность для дальнейшего обсуждения волнующего вас вопроса.

Шаг третий: формулирование проблемы. К моменту разговора вы должны четко сформулировать проблему, которая привела вас к воспитателю. Не нужно долгих монологов, в ходе которых обычно лишь нарастает эмоциональное напряжение, мешающее беседе. Чем четче обозначена проблема, тем больше возможностей для ее решения.

Шаг четвертый: приглашение к обсуждению. Это фраза, приглашающая воспитателя высказать собственное мнение по сформулированной вами проблеме. Например: “Пожалуйста, расскажите мне, как вы видите ситуацию”.


Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.


Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.


Нелюбимая воспитательница

В первую очередь постарайтесь поговорить с воспитателем, попросите его понаблюдать за вашей крохой. Возможно, именно воспитатель подскажет вам, чего не хватает вашему малышу для спокойного пребывания в саду. Постарайтесь навещать ребенка, вырвавшись с работы на полчасика или во время обеденного перерыва.

Если ребенок не хочет ходить в сад из-за того, что его там обижают, выясните причину и этого. Подскажите малышу, как нужно вести себя с ребятами, обратитесь также за помощью воспитателя. Помните, что ребенка могут обижать, если он отличается от всех, поэтому стремитесь к тому, чтобы кроха сильно не выделялся среди сверстников.

А каково мнение мамы мальчика. Она рассказывает, что на летний период ее сына перевели в другую группу. Но мальчик категорически не желает ходить туда, так как ему не нравятся новые воспитатели. Проблему решили при помощи бабушки, которая на все лето забрала внука к себе на дачу. А с осени он снова вернется в свою группу к прежним воспитателям.

Сереже 6 лет, и ему не нравится ходить в садик потому, что там нужно спать днем, и там наказывают за шалости. И еще - никто из детей не хочет с ним играть.

Его мама рассказывает, что недавно они поменяли детский сад, и ее сын не сразу смог обрести новых друзей. Родители эту проблему решили тем, что стали забирать сына домой сразу после того, как дети пообедают.

А каково мнение психолога по поводу всех отговорок, которые дети придумывают, чтобы не идти в садик? Или может это не просто отговорки?

Новая комната, незнакомая обстановка, чужие лица… Казалось бы, ничего страшного, с вашей точки зрения. Но ребенок воспринимает это по-своему, что приводит к отказу идти в детский сад.

Нужно помочь крохе преодолеть свой страх. И первый помощник в этом вопросе – поддержка родителей. Поговорите с малышом, объясните, что вы его понимаете, что бояться совсем не стыдно. Даже взрослые могут испытывать страх. Сочините сказку о сильном воине, победившем злого колдуна. Пусть ребенок сам побудет в роли воина. В результате страх отступит быстро, и малыш станет смелее и увереннее в своих силах.

     - Видела. На нём буква «М». Я думала он для мам, а туда папы ходят.

     Девочка объяснила маме, что «М» - значит мужской. А для мам на работе другой туалет, с буквой «Ж» - женский.

      Мама немного помолчала.

     - Ладно. Пойдем на работу. Когда-нибудь в следующий раз. В будущем году.

     - А я, - сказала девочка, - думала, ты сегодня возьмёшь на работу свою любимую красную пудреницу. Покажешь начальнице, другим мамам. Они, наверно, такой красной никогда не видели.

К школьному возрасту ребенок становится более зрелым и более способным позаботиться о себе в чужом месте, поэтому и такая острота чувств в связи с уходом из дома спадает, и в большинстве случаев проблема решается сама собой.

Наверх