» » Учебная литература для школьников

Учебная литература для школьников

Учебная и художественная литература для детей в РФ

«Чтение — вот лучшее учение!»

А.С. Пушкин

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КНИГИ


Современное общество немыслимо без образования, высокого уровня духовной культуры народа, патриотизма и ответственности за судьбу своей страны, своего Отечества. И немаловажное, а подчас и решающее значение в деле воспитания и образования гармонично развитой личности играет учебно-педагогическая книга.


Многие известные педагоги прошлого и современности в своих работах уделяли внимание этой проблеме, подчеркивая, что книга в жизни детей играет гораздо большую роль, чем у взрослых. Прочитанная в детстве книга остается в памяти чуть ли не на всю жизнь, влияя на дальнейшее развитие человека. Из прочитанных книг дети черпают определенные знания, миропонимание, нормы поведения.


Массовая духовная культура развивалась, прежде всего, как культура печатного слова. Поэтому книга наряду с традиционным непосредственным словесным общением была средством коммуникации в течение весьма длительного периода формирования человеческой культуры. Так сложилось, что исторически книга ассоциировалась с учением, с образованием. Со временем, по мере развития педагогики и системы народного образования, выделяется относительно самостоятельный тип книги — учебно-педагогическая книга.


Учебная книга может стимулировать общекультурные интересы или затормаживать их формирование, может служить мостом к самостоятельной работе с книгой, или убивать интерес к ней. Таким образом, можно сказать, что учебная книга способна выполнять такую же роль, если не большую, как и любая другая книга в процессе распространения культуры в обществе.


Сегодняшние проблемы учебно-педагогической книги закономерно привлекают внимание не только составителей учебников и учебных пособий, но и представителей учебного книгоиздания и книгораспространения, а также самих педагогов. Это понятно: в учебных изданиях получают конкретное воплощение результаты научной работы многих исследователей, они по традиции занимают особое место среди других видов литературы, особое место в репертуаре многих издательств.


Создать качественную учебно-педагогическую книгу, отвечающую всем требованиям современности, достаточно трудно. Издать проще. Но всегда, в любой стране и в любую эпоху, вопросам создания и издания учебной книги уделяли большое внимание. И это понятно, ибо роль учебно-педагогической книги трудно переоценить, ведь без образованного и грамотного населения не может быть ни мощной экономики, ни сильного государства.

«Задача модернизации системы образования имеет много аспектов, в их числе особое место занимает вопрос качества школьных учебников. В этом отношении многое делается, но мы до сих пор еще пожинаем плоды того, что на протяжении довольно длительного времени их издание было пущено на самотек».

Б.В. Грызлов, 8 июля 2008 г.

ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА


По каким учебникам надо учить детей? Вот уже несколько лет на этот вопрос пытаются ответить академики, профессора и чиновники Министерства образования. Обсуждается он и в Совете Федерации, и в Государственной Думе. Тем не менее, проблема  качества школьных учебников до сих пор в разряде актуальных.

Издательство «Академкнига/Учебник» является подразделением издательского комплекса «Наука», исторически связанного с Российской Академией наук (РАН). Именно издательства, входящие в комплекс «Наука», на протяжении почти трех столетий выпускают научную, научно-популярную и учебную литературу, на которой выросли многие поколения образованных людей России. (www.akademkniga.ru)

Издательство "Аспект Пресс" - Учебники для ВУЗов (aspectpress.ru)
Издательство специализируется на выпуске гуманитарной учебной литературы для студентов вузов, а также на переиздании классических учебников. «Аспект Пресс» успешно работает уже более 15 лет.

Издательство "Билингва" (с 1995). (bilingua.ru/publish) специализируется на справочной, научно-методической и учебной литературе по русскому и иностранным языкам и межкультурной коммуникации. В активе: учебники, словари, учебные пособия, книги для чтения, аудиокассеты, сборники научных трудов, учебные программы, монографии.


ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ: ОФИЦИАЛЬНО


В целях обеспечения качества учебников с 2005 года в образовании действует новый порядок экспертизы.


Экспертиза учебников проводится на предмет соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (обязательному минимуму содержания общего образования), возрастным и психологическим особенностям обучающихся, а также принадлежности учебника завершенной предметной линии учебников и  соответствия содержания учебника современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения). Порядок проведения экспертизы учебников определяется Минобрнауки России.


Экспертиза проводится авторитетными научными и научно-педагогическими центрами страны, прежде всего —  РАН и РАО.  Содержание учебника оценивается с точки зрения научной составляющей — такую экспертизу проводит по большинству учебных предметов – РАН. И вторая задача экспертизы – оценить содержание учебника на соответствие действующему стандарту общего образования, возрастным и психологическим  особенностям учеников. Такая экспертиза проводится РАО.


Учебник, получивший положительные экспертные заключения и по «педагогической» и по «научной» экспертизе включается Министерством в федеральные перечни учебников.


К экспертной деятельности, осуществляемой в целях формирования федерального перечня учебников, который закрепляется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, привлекаются также и другие образовательные и научные организации, референтные в научно-педагогическом сообществе. Эти мероприятия обеспечивают упорядочение деятельности многочисленных авторских коллективов и издательств, выпускающих учебники для школ. Так, согласно  решению Президиума Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки РФ (ФСУ МОН РФ) от 6 января 2008 года, протокол № 6, в качестве экспертных организаций, осуществляющих экспертизу учебников в 2008 году (эти же экспертные организации сохранили свой статус в 2009 году) названо 10 учреждений высшего, дополнительного образования (включая РАН и РАО).


Порядок проведения экспертизы учебников сформулирован и закреплен в соответствующем Положении о порядке проведения экспертизы учебников, которое утверждено приказом Минобрнауки России от«11» января 2007 г. №4.


Вместе с тем рост участия общественности в жизни школы, в развитии образования, проявляющийся в устойчивой тенденции укрепления государственно-общественных моделей управления образованием, обуславливает необходимость вовлечения научной, педагогической общественности, родителей в деятельность контроля за качеством образования, включая качество соответствующих средств обучения. В этой связи возрастает значимость не только информированности о регламентах экспертизы учебников, отбираемых для включения в федеральный перечень, о ходе и результатах осуществляемой экспертизы.


Фиксируется и становится все более очевидной потребность педагогов-практиков, ученых, родительской общественности участвовать в обсуждении и оценивании учебников, рекомендованных к использованию, в создании механизмов их рейтинга, доступных для общественности. Это тем более важно в ситуации инициирования профессиональной активности педагогов, связанной с реализации задач Приоритетного проекта «Образование», когда школьные учителя обретают уверенность в возможности участвовать в процессах развития образования.


Все это обусловливает необходимость выдвижения и решения задачи  обеспечения нового качества образования за счет усиления  общественной составляющей системы  экспертизы учебников.


Какие же образования, меры, действия и условия  будут созданы и реализованы для  формировании системы ОГЭУ?


О расширении общественной составляющей системы общественно-государственной экспертизы учебников.


РЦИПО. Для обеспечения более широкого участия научной, педагогической и родительской общественности в обсуждении качества учебников будет созданная сеть региональных центров открытого обсуждения учебников (РЦИПО), призванных целенаправленно привлекать внимание общественности к вопросам, связанным со школьным учебником, способствовать их информированности в этой сфере. Сеть РЦИПО создается в рамках проекта «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)», Исполнителем которого, согласно Госконтракту № 475 от 8 августа 2008 года,  является Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (работы будут проводиться в период с 2008 по 2010 гг.)


Система общественного рейтинга учебников. Будет создана динамично развивающаяся система общественного рейтинга учебников, построенная на основе принципа поэтапного развития критериальной базы и механизмов рейтингования,  с учетом результатов их обсуждения научно-педагогической и практико-педагогической общественностью, родителями учащихся. В рамках системы общественного рейтингования учебников, по мере ее развития будут усиливаться акценты на результативность обучения, которая обеспечивается использованием того или иного учебника, что является особенно значимым для педагогов и родительской общественности и по существу, фокусирует внимание на истинно педагогических смыслах и назначении учебника.

Издательский дом "Дрофа" «ДРОФА» – одно из самых крупных издательств России, выпускающее учебную литературу для всех уровней образования – от дошкольного до вузовского. (www.drofa.ru)

Издательский отдел ООО «Книжный Дом» (Петербург) специализируется на издании книг образовательного и научного направлений. А также издании буклетов, методичек, брошюр, листовок, визиток и другой печатной продукции.

Компания КноРус - издание деловой и учебной литературы. Электронные версии книг (knorus.ru/catalog/)

Л.Н. Толстой

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ


К сожалению, проблема качества остро стоит не только в отношении учебников. Она актуальна для всей детской литературы, издающейся сегодня в нашей стране.


По мнению кандидата филологических наук, литературоведа, автора одного из самых популярных на постсоветском пространстве учебников по детской литературе Ирины  Арзамасцевой, «суррогат литературы, или, по выражению Чуковского, «третий сорт», действительно заполонил книжную торговлю. У тех, кто знакомится с нашей современной литературой по магазинам, просто не может не сложиться представление о увядании и даже гибели ее. Уверяю вас, это не так, это просто резкое расхождение между литературным процессом и издательско-торговым бизнесом».


Обратимся к мнению экспертов. Заместитель директора Российской государственной детской библиотеки, к.п.н. В.Чудинова и зав. отделом рекомендательной библиографии, РГДБ А.Копейкин отмечают , что в нашей стране проблем с изданием детских книг множество. Например, это низкие тиражи книг новых авторов. Классика детской литературы: Маршак, Чуковский, Милн, Линдгрен и так далее — издается хорошо. Но вот новые авторы выходят крошечными тиражами. Особенно это касается книг для подростков, и тут вообще ситуация очень печальная, талантливых авторов, пишущих для подростков, у нас очень мало. В результате эти книги попросту не доходят до российской провинции, до детских библиотек. Проводившиеся исследования показали, что подростки, живущие в сельской местности, читают много ширпотреба для взрослых, причем у них нет выбора, ибо качественная подростковая литература к ним не попадает.


Отдельная больная тема — это книжная иллюстрация. Здесь есть удачи, но гораздо больше попсы, китча. Почему-то с точки зрения издателей, обложки должны быть не просто яркими, а кричаще-яркими. Замечательная школа российской книжной иллюстрации (достаточно упомянуть такие имена, как Митурич, Гольц, Диодоров) сейчас мало востребована. И мы рискуем вообще потерять традицию книжной иллюстрации.


Еще хуже обстоит ситуация с критикой детской литературы и ее изучением. Единственный посвященный этому журнал «Детская литература» фактически погиб. Критиков детской литературы меньше, чем пальцев на руке. Кафедры детской литературы остались только в Москве и в Санкт-Петербурге — а это значит, что в провинции некому готовить детских библиотекарей. Парадоксальная ситуация: книжный рынок у нас огромный, а сориентироваться в нем непрофессионалам крайне сложно.


По мнению экспертов, для решения этих проблем, прежде всего, необходима национальная программа поддержки детского чтения, поддержки детской литературы. Такой программы пока у нас нет, лишь в ряде регионов местные власти, понимая значимость проблемы, находят ресурсы. Без государственной поддержки все вышеперечисленные вопросы не решить, рыночные механизмы тут не работают.


Эксперты считают, что в том, что касается государственной поддержки детского чтения, нам стоило бы перенять опыт Норвегии и Швеции. Там детское чтение поддерживается следующим образом: во-первых, государственные экспертные советы изучают ситуацию на книжном рынке, смотрят, какие книги безусловно хороши и нуждаются в поддержке. На основе этих рекомендаций издательствам выделяется государственное финансирование, чтобы эти книги были допечатаны и попали в библиотеки. Кроме того, ежегодно за государственный счет издается огромным тиражом рекомендательный каталог наилучшей детской литературы (для примера: на девятимиллионную Швецию этот каталог издается полумиллионным тиражом). Благодаря этому каталогу формируется спрос на наилучшие книги, что, соответственно, заставляет издательства делать допечатки и доплачивать авторам.


Несомненно, нам нужна и серьезнейшая поддержка детских библиотек. Их роль многими недооценивается, а между тем детские библиотеки, аккумулируя в своих фондах наилучшую литературу, формируют вкусы юных читателей — не говоря о том, что многие книги и журналы, кроме как в детской библиотеке, вообще недоступны (либо слишком дороги, либо отсутствуют в книготорговле). А главное, детская библиотека — это не только место выдачи книг, там вокруг книги строится самая разнообразная работа: конкурсы иллюстраций, викторины, спектакли, кружки литературного творчества, праздники, связанные с книгой. Словом, это очаги культуры. Если государство ставит себе целью сохранить отечественную культуру и передать ее будущим поколениям, оно должно помогать и детским библиотекам, и детским писателям, и издателям детских книг.


ИЗ ИСТОРИИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


В России учебники для детей издавались с 16 в. Детское специализированное книгоиздание сформировалось во 2-й половине 18 в. Одним из первых стал издавать книги (ок. 60, не считая учебников) и специальный журнал для детей "Детское чтение для сердца и разума" (1785-89) Н.И. Новиков.


В 19-20 вв. детским книгам уделяли внимание крупные издатели: В.А. Плавильщиков (среди изданий "Подарок детям в память 1812 г." - разрезная азбука художника И.И. Теребенёва), А.Ф. Смирдин (увеселительная азбука художника К.А. Зеленцова), М.О. Вольф и И.Н. Кнебель (детские подарочные издания), а также Ф.Ф. Павленков, А.Ф. Маркс, А.Ф. Девриен, И.Д. Сытин, выпускавшие массовые и дешёвые издания. "Библиотека для детей и юношества" выходила в издательстве "Посредник".


В начале 20 в. общий тираж детских книг составлял св. 3200 тыс. экз., а к 1913 их выпуск удвоился. Возникли детские издательства "Светлячок" (1902- 1905), "Тропинка" (1906-12).

Издательство "МарТ" (Ростов-на-Дону - martdon.ru) - учебная литература. Более 50 серии различной тематики для студентов, для учащихся и для учителей. Особое предпочтение издательство оказывает учебникам, имеющим гриф Министерства образования. Также издательство интересуют публикации НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ изданий на темы медицины, философии и др.

Издательство МГУ - Издательство Московского университета - старейшее вузовское издательство страны, отметившее в 2009 году свою 253-летнюю годовщину (msu.ru)


Все большую популярность среди детей и подростков приобретают зарубежные периодические издания.  Увеличивается ориентация на периодику с большим количеством картинок, несущих информацию, легкую для восприятия: не столько познавательного, сколько развлекательного характера.


У детей 9–10 лет популярны «диснеевские» журналы и комиксы, причем более популярны они у мальчиков, нежели у девочек. Девочки уже с 10–11 лет интересуются изданиями, ориентированными на женскую аудиторию, к седьмому классу у девочек в три раза чаще, чем у мальчиков, в чтении присутствуют молодежные, женские, различные развлекательные издания, тогда как у мальчиков это, прежде всего, издания связанные со спортом, автомобилями, технические, познавательные и компьютерные журналы.


Среди книг детских писателей уверенное лидерство по количеству названий (110 книг) уже третий год удерживает Корней Чуковский. Мало того, – с общим тиражом более 1,84 млн. экз. Чуковскому снова удалось превзойти по тиражным показателям самого печатаемого в России автора последнего десятилетия – Владимира Степанова, у которого 16,5 млн. экз. и второе место в тиражном рейтинге, как и в рейтинге по названиям (См. Таблицу 1.)

Учебная литература


Утверждением  перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в аккредитованных образовательных учреждениях общего образования занимается Минобрнауки России. 12 ноября 2009 года подготовлен проект Приказа, где перечислены все организации, имеющие право на издание учебных пособий. Всего в перечне 40 организаций.

Таблица 1.Список наиболее издаваемых авторов по детской литературе  в 1-м полугодии 2009 г.


ОШИБКИ В ДЕТСКОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


В отечественной детской учебной литературе допускается множество ошибок, ляпов, искажений. Еще в 2006 году серьезную проблему с качеством учебников признал на встрече с участниками всероссийского конкурса "Учитель года-2006" в Челябинске, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По его словам: « 80 процентов учебников содержат грубые ошибки, допускаться к обучению они не должны. Мы предложили всем издательствам провести досрочную экспертизу. Причем в третьей решающей ее фазе должны принимать участие учителя, в том числе победители конкурсов, подобных нынешнему. Возможно, к этому стоит привлекать и родителей. Но необходимо продумать, как это лучше сделать. Мы должны заняться подготовкой учебников нового поколения (и в бумажном, и в электронном виде) и активно продвигать их в кратчайшие сроки».

Конкретные примеры ошибок


В учебнике немецкого языка "Контакты" за 10-11-й класс Ворониной и Карелиной содержится один двусмысленный "урок". "Мне 14 лет, я поссорилась с родителями и ушла жить к сирийцу", — гласит перевод текста.   — Это же преподносится нашим детям как норма, что ребенок в четырнадцатилетнем возрасте может уйти жить к сирийцу или еще к кому-то!


"Физика за 10-й класс". Автор - Касьянов В.А. (издательство "Дрофа", 2003 год, 5-е издание). Страница 3: "Сама природа, подобно бесконечной рулетке, выбрасывает повторяющиеся события". Страница 70: "...перемещение звезд и планет по звездному куполу". Разве есть звездный купол? А может быть, и земля еще стоит на трех китах?


Учебник "Мы и окружающий мир" для 2-го класса авторов Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова ("Учебная литература", Самара, 2003 год) Параграф с гордым названием "Россия - родина космонавтики" начинается словами: "4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху - космическую" (стр. 8). Вот так - взяли и отняли у родины космонавтики целый месяц из тех считанных недель, которые тогда, в 1957-м, обеспечили нашей стране приоритет.


"Естествознание" для 5-го класса  авторов В.И. Сивоглазова и С.В. Суматохина («Дрофа»,2003). Этот допущенный Министерством образования учебник удивляет обложкой. Ее дизайнеру для композиции потребовался глобус, наклоненный влево. Недолго думая, он "отзеркалил" стандартное изображение, не заботясь, что Евразия и Африка на глобусе поменялись местами. Теперь этот глобус украшает 10 000 тысяч обложек.  А в качестве упражнения в нем предложено ответить на вопрос № 2 (стр. 87): "Какие наблюдения необходимо произвести, чтобы убедиться, что положение звезд на небе не меняется?" Хотя наблюдения доказывают как раз обратное!

Издательство "Просвещение" (prosv.ru)

Издательство "Феникс" (phoenixrostov.ru)


А как их зовут?


Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.


Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.


Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.


Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.


Как же это случилось? А вот как.


В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица — все не так, как ни повернется — все не в ту сторону.


Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.


Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.


Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.


Люди сидели в домах и топили печки.


В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь и поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице:


— Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.


Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугробах.

Издательство "Флинта" (flinta.ru) специализируется на выпуске учебных книг гуманитарного профиля для высшей школы, а также выполняет заказы по изданию монографий, научных трудов и других печатных работ на договорных началах.

Издательство "Школьная пресса" (schoolpress.ru)

Наверх